07 июля 2025, 05:31:29

Новости:

Узнай первым о новых темах и ответах в Telegram канале:  @gratis_forum


avatar_Taurus

Флейм по поэзии

Автор Taurus, 11 августа 2005, 16:23:37

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Воображение

KilledRain
Цитироватьдумаю, тебе понятно почему

Думаю, я догадываюсь)))

KilledRain

Хм... ну нельзя же любую отсебятину из любого количества строк из любого количества слов из любого количества букв  называть верлибрами...
Должны же быть какие то особенности?!

А то так что-угодно можно назвать как-угодно красиво))
Я рисую, белым мелом, на асфальте, контур трупа :-)
[/size]

х***я, товарищи, война, главное - манёвры...

vik2

KilledRain
KilledRain
Тут я для тебя и себя нечто нашел в топкаталогком B)

Верлибр: от Моисея до Филмора
18-03-2007 14:29


Сегодня вечером в моей гостевой книге появилась просьба Vylcanchik рассказать о верлибре. Честно говоря,  удивило, что Валера Волков посоветовал Алене обратиться именно ко мне, потому что он сам года три назад консультировал меня же в этой области. А уж если совсем начистоту, то рассказывать должен Филмор - для меня он всегда был и остается в первую очередь классным верлибристом.

Но, будучи не настолько бессовестной, чтоб морочить Володе голову своими заботами, попытаюсь справиться сама с помощью дедушки Яндекса и личных пристрастий. Всё, что написано ниже, является нахальной компиляцией статей Геннадия Неймана и Линор Горалик (которые, кстати, во многом повторяют друг друга, так что кто у кого что спионерил, решайте сами - ссылки я укажу). После теоретической части в качестве десерта читайте остроумный верлибр Константина Симонова, переводы верлибров, сделанные Алексеем Караковским, а также скопированные мною с авторских страничек верлибры Филмора и Риты.

Итак, «Новый словарь русского языка» под редакцией Т.Ф. Ефремовой гласит: «Верлибр - свободный стих, строящийся без учета числа слогов и ударений в стихотворной строке.»










«На первый взгляд, писать стихи верлибром проще простого. Не требуется тщательно подбирать рифмы, не надо мучительно биться над попаданием в размер. Верлибр освобождает от всего этого, давая поэту полную свободу.

Но эта легкость обманчива. Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью. Любая фальшь и пафос высвечиваются в верлибре, словно прожектором. Некоторые исследователи считают верлибр мостиком между поэзией и прозой, органичным слиянием этих двух литературных разделов. Верлибр -- это поэзия в высшем ее проявлении, с одной стороны не ограниченная рамками размера и рифм, а с другой -- опоэтизированная проза, подчиняющаяся уже законам поэтики, отказавшаяся от целостности прозаического текста.

В чем же основная особенность верлибра?

Разбивание поэтического текста на сегменты, гипнотизирующие читателя повторами, на акценты, смещение которых в любую сторону ведет к смысловому искажению стихотворения.

Как и классическая поэзия, верлибр требует очень виртуозного владения словом. Свобода от размеров и рифм не означает отказа от собственно поэтики, просто эта поэтика уходит в подсознание как автора, так и читателя.

Заблуждением является мысль, что верлибр -- новейшее слово в поэзии. Корни его уходят очень глубоко, для примера можно привести строки, известные очень многим, но не воспринимаемые именно как поэтический текст.

Не пожелай
дома ближнего твоего;
не желай жены ближнего твоего,
ни поля его,
ни раба его,
ни рабыни его,
ни вола его,
ни осла его,
ни всякого скота его,
ничего,
что у ближнего твоего.

Корни русского верлибра уходят к Сумарокову, к народной песенной поэзии. Корни европейского верлибра -- к французским символистам и литургическому стиху.

В русской поэзии с верлибром экспериментировали Блок и Хлебников, Фет и Гумилев.

Опоэтизированный поток сознания, квинтэссенция поэзии -- вот что такое верлибр в понимании большинства современных авторов. Он требует жесткой самоорганизации внутри свободной стихотворной формы. Верлибр доводит до немыслимой концентрации драматизм прозы, возведя экспрессию в состояние сжатой пружины, готовой вот-вот вырваться из рук.

Можно сказать, что верлибр -- это испытание свободой, но отважиться на такое испытание очень непросто, поскольку грань, отделяющая верлибр от простого набора слов и фраз очень тонка, и не переступить эту грань дано не каждому.»

Геннадий Нейман

«В ... своей видимой вседозволенности верлибр чертовски привлекателен -- на первый взгляд. Демонически соблазнителен -- на первый взгляд. Я помню, как в детстве мне казался гнусной профанацией белых стих, -- типа, большое дело -- писать без рифмы, дурная работа нехитрая. Верлибр с виду еще легче, -- писать без размера, без навязанной строфики... Ощущение такое: берешь любой текст, разбиваешь как попало, -- получается верлибр. Например:

верлибр
чертовски привлекателен
на первый взгляд
демонически соблазнителен
на первый взгляд
я помню
как в детстве
мне казался гнусной профанацией
белых стих
типа, большое дело -- писать без рифмы, -
дурная работа нехитрая...

Так ли просто все обстоит?

Нет, не так. Верлибр требует от автора удивительной интуиции, очень тонкого чувства интонационний фальши. Я не хочу вдаваться в разговор о том, где лежит верлибр на шкале поэзия-проза. Орлицкий утверждает, что верлибр -- фактически проза, из любого прозаического текста можно сделать велибр. По Буричу, верлибр -- это поэзия в ее высшем проявлении, не отягощенная фальшивыми рамками. Хватает мнений и на тот счет, что верлибр -- переходная стадия, мост между двумя большими континентами литературного текста. Мне это сейчас неважно. Важно мне другое: верлибр отказался от основных выразительных средств "обычного" стиха, -- ритма и рифмы. Отказался он и от завлекающей цельности прозаической речи. Что же в таком случае является для верлибра основным выразительным средством, инструментом, придающим тексту нужный эмоциональный строй и делающим его насыщенным, бьющим, захватывающим сознание?

...Верлибр -- это шаг с небесного Олимпа к Олимпу на Земле. Верлибр позволяет автору взять повествовательный тон, в верлибре плохо смотрится пафос, ему не идет надуманность. Верлибр человекообразен. Верлибру свойственна иная метафоричность, равно как и иная образность в целом, нежели "несвободному" стиху.»

Линор Горалик

***

Константин Симонов

ОПЫТ ВЕРЛИБРА

Сегодня, перед обедом, пятого сентября,
Я, находясь в Турции,
Вернее, в ее территориальных водах,
Решил, что годы идут
И, чтобы успеть сочинить
Побольше стихов на разные темы,
Мне пора прощаться с рифмами.
Боже мой сколько времени
Я угробил на их поиски.
Считал, что ищу свои,
А находил чужие.
Чаще всего
Так оно и бывает,
Только не все признаются,
То ли дело верлибр
С его изумительным принципом:
"В огороде бузина,
А в Киеве дядька",
Который теперь называется
"Потоком сознания"!
Взяв его за основу,
Остается только разбить
Все, что придет в голову,
На строчки разной длины.
Вот вам и верлибр!
---
Такие, как эти, стихи можно писать бесконечно,
Но бумага кончается -- и это, увы, реальность,
Жестокая, если угодно.
Если бы я писал это в рифму -- ушло бы дней пять,
А так -- меньше часа,
Даже жаль, что так быстро,
А еще далеко до обеда...
И если какой-нибудь наш
Отсталый редактор
Не согласится считать
Это стихами -
Отдам их другому,
Более прогрессивному,
Как сделанный мною подстрочник
Для будущего перевода
С русского на турецкий,
Или наоборот.
Или еще с какого-то
На еще какой-то.
В общем -- чтоб не пропало!
Не знаю, как с этим в Турции,
Но у нас один из поэтов
Уверял меня, что другой
Именно так и делает,
В связи с недостатком времени,
А также из гуманизма:
Во избежание простоев
У своих переводчиков...
1976

Тем, кто дочитал до этих строк, настоятельно рекомедую сходить по ссылке и почитать переводы Караковского.

Здесь же читайте только два верлибра.

Чарльз Буковски.
Я ВСТРЕТИЛ ГЕНИЯ

я встретил гения в поезде
сегодня
около шести лет от роду
он сидел возле меня
и как только поезд
пошёл вдоль берега,
мы подъехали к океану,
он посмотрел на меня
и произнёс:
«некрасиво...»
и я впервые
понял
это

***

Чарльз Буковски.
ДЕВУШКИ

я смотрю на
один и тот же
абажур
уже
     5 лет.
он собрал
пыль холостяка
и
девушек, входивших сюда --
слишком
занятых,
чтобы почистить его.
но я не против:
я был слишком
занят,
чтоб написать
об этом раньше
что лампочка
светит
паршиво
          все
          эти
5 лет.

***

Филмор Плэйс. Цитирую два моих любимых верлибра с сайта Стих.ру.

Я ЕЩЕ НЕ СПИЛСЯ

Я еще не спился как Бук
не пустил себе пулю как Хем
не скурвился как Лири
не исписался как сами знаете кто
Я живу
спокойно живу на своей улице
пью свой утренний чай
ем свой вечерний рис
слушаю Мика Джаггера
плачу смеюсь люблю -
черт возьми как я люблю девчонок --
и пишу стихи
Иногда

***

МЫ ЛЮБИЛИ ДРУГ ДРУГА

Мы любили друг друга весь день
пока солнце
не стало клониться к закату
(Небо с утра
было затянуто облаками
и мы гадали
будет ли дождь
но вечером вышло солнце)
А потом спустились в кафе
выпить вина
и кофе по-венски с пирожными
Мы немного посидели в тишине
наслаждаясь пряными ароматами
вечернего города
и легкой игрой теней
в волшебном свете луны
и снова поднялись наверх
чтобы заняться любовью
А дождя так и не было

***

И, наконец, Рита. Она пишет очень редко, всегда недооценивает свои стихи, но мы-то знаем им цену, правда?  

ПРОЩАНИЕ

В этот день, ранним-ранним утром,
совершенно точно зная,
что никогда не вернусь
сюда больше,
я пошла прощаться с морем.
На пляже никого не было,
кроме собаки.
Она подошла ко мне
и доверчиво ткнулась теплым носом в руку,
и я потрепала ее по шее, жалея,
что не взяла угощенье.
Она проводила меня до пирса
и постояла со мной,
пока я любовалась легкими барашками на воде.
В небе растаяли два облака
и выглянуло солнце,
а песок сразу стал желтым.
Я размахнулась и бросила
далеко в море монетку.
Просто так, на всякий случай...

Вот так надо писать верлибры.

Лучше  - не быть. Быть - не лучше.

vik2

Ещё один "серьёзный дядя" назвал кое-что из моего - верлибром:
                    ***                            
                                  « Всякий кто смотрит на женщину
                               с вожделением...»
                                                             из Евангелия от Матфея.

Молчать
и помышлять об этом -
избави Бог:
Чужая женщина - «мертва»...

Ударит в бок
весёлый бес:
- «Не бойся» -скажет:
- «На то и плавает плотва,
чтоб щука не дремала, где-то.
А от стыда - укройся».

                                         Светом
хочу укрыться.
И без стыда состариться.
Но сколько «мёртвых тел» прошло
по улице?
                         Красавицы!

А если... если снится?...

Лучше  - не быть. Быть - не лучше.

KilledRain

vik2
огромное человеческое спасибо)))
очень ценная информация.
:)  
Я рисую, белым мелом, на асфальте, контур трупа :-)
[/size]

х***я, товарищи, война, главное - манёвры...

Воображение

vik2
Почаще бы, побольше и пошире! Признательна!

vik2

KilledRain
Воображение
Ну и слава Богу :)  
Лучше  - не быть. Быть - не лучше.

Воображение

ЛЮДИ! Что делать, когда видишь свои стихи под другой фамилией?????????????????  :blink:  Вроде приятно - большая стала  :D  А с другой стороны - это же мои стихи!!!! :(  

Farlock

Заявить на них свои права! Плагиат - то же воровство! :angry:  

vik2

Заяви это там, где увидела. Дай ссылки на твои стихи и регистрационный номер. Выволоки этого человека на суд местной общественности. Что бы знал... B)  
Лучше  - не быть. Быть - не лучше.



По всем вопросам пишите по адресу gratispp@mail.ru