25 мая 2024, 14:45:29

Новости:

Чтобы загрузить изображение нужно нажать кнопку "ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР".


avatar_eukka

Инквизиция и крестовые походы

Автор eukka, 16 февраля 2005, 10:43:48

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

eukka

Каждый знает, что такое крестовые походы, инквизиция, в какое время они были и зачем(ну я надеюсь :D ) Что кто думает по этому поводу, насколько это для вас кажется позволительным и как, по вашему мнению, представлялось людям того времени?
"Да, Бартлеби, оставайся за своей ширмой, думал я, более я не буду наказывать тебя; ты безвреден и бесшумен, как и любой из этих старых стульев; короче, своим присутствием ты не нарушаешь моего уединения."

Свободный человек - всегда эгоист.

-Я совсем ничегошеньки не понимаю! - признался Бхейд.
-Хорошо. Это первый шаг к мудрости.
                                              (с)"Вор и книга демона"

Sinoptic

Тут недавно читал статью про инквизицию... Жуткое дело было. Десятки тысяч людей убивали просто так из скуки, простите. Ну нечем было заняться средневоковому знатному человеку, вот и решили они принять закон о колдовстве.
Хотя, на самом деле, началось все "...3 ноября 1324 года в Килкеннии, Ирландия. Была отлучена от церкви и сожжена заживо Петронилла де Митс - служанка состоятельной дамы Алисы Кайтелер. Епископ Оссорский в начале 1324 года обвинил Алису Кнйтелер сразу в нескольких пороках: в отречении от Господа и каталической церкви, в попытках узнать будущее через демонов, в связи с демоном оного из низших классов ада *Странно, откуда Епископ мог знать с каким именно и классифицировать демона по кругам ада... Примечание Синоптика*, в изготовлении магических порошков и мазей..." (с)

Так все начиналось... И продолжалось до XVIII-XIX веков в разных странах по-разному. 50-70 тысяч людей, которые просто вели себя не так как все. Которые просто высказывали нетрадиционные мысли и идеи... Возможно, даже умные и правильные. Помните, чего стоило заявить, что в центре вселенной не Земля, а Солнце? А ведь, возможно, кому-то тоже правда стоила жизни...  :unsure:  

eukka

Sinoptic
Да, такая правда насколько я помню чуть не стоила жизни Галилею, или здесь я ошибаюсь, не уверена, но помню, что в школе такое проходили... Просто церковь пользовалась огромным влиянием, ей принадлежало куча земель и люди боялись. Если бы все было доказано не так, как вещала церковь, ее власть бы угасла(как в рез-те и случилось), а это не было на руку никому из всех вышестоящих, чем обычные люди
"Да, Бартлеби, оставайся за своей ширмой, думал я, более я не буду наказывать тебя; ты безвреден и бесшумен, как и любой из этих старых стульев; короче, своим присутствием ты не нарушаешь моего уединения."

Свободный человек - всегда эгоист.

-Я совсем ничегошеньки не понимаю! - признался Бхейд.
-Хорошо. Это первый шаг к мудрости.
                                              (с)"Вор и книга демона"

Sinoptic

eukka
Да. Именно Галилею. Но он остался живым, лишь потому что пришлось признать, что жействительно в центре земля, но считать удобней относительно солнца. Вот на что подталкивала инквизиция.
А вот, Джордано Бруно это не спасло. Его как раз убили за ересь. Он тоже утверждал что Земля не в центре вселенной.  :(  

eukka

Sinoptic
Да, да :)  Как раз сегодня этим интересовалась, еще передачу про Бруно увидела. Оказалось, это всего 300 лет назад было! Получается, что церковь тормозила и развитие и вообще очень многие мировые аспкты и при этом люди все равно слепо ей поклонялись, да и сейчас находятся такие, кто поклоняется..
"Да, Бартлеби, оставайся за своей ширмой, думал я, более я не буду наказывать тебя; ты безвреден и бесшумен, как и любой из этих старых стульев; короче, своим присутствием ты не нарушаешь моего уединения."

Свободный человек - всегда эгоист.

-Я совсем ничегошеньки не понимаю! - признался Бхейд.
-Хорошо. Это первый шаг к мудрости.
                                              (с)"Вор и книга демона"

Андрей.

--------------------------------------------------------------------------------

Большие исторические черные мифы создаются авторитетными интеллектуалами и художниками и поддерживаются усилиями правящих кругов для того, чтобы сохранять культурную гегемонию этих правящих кругов. Эти мифы оправдывают тот разрыв с прошлым, который и привел к установлению существующего порядка. Если они поддерживаются и авторитетными зарубежными умами, такие мифы приобретают зловещий и долгосрочный характер и порождают дочерние или обобщающие мифы. Структура мифа и характер его восприятия общественным сознанием хорошо изучены, что позволило создать в демократических государствах целую индустрию, фабрикующую и внедряющую мифы с целью манипуляции сознанием и поведением. Такие мифы, конечно, редко становятся частью долговременной традиции, входящей в ядро культуры

Похожим образом соединились усилия испанских либералов, ведущих борьбу против союза монархии и церкви, и протестантов, ведущих борьбу против католичества, в создании черного мифа об Инквизиции . Впоследствии этот миф стал важным средством давления на общественное мнение в геополитическом противостоянии Англии и США против испаноязычного мира. Сегодня в Испании признание этого мифа является для интеллигента обязательным признаком лояльности по отношению к демократии и его полного разрыва с «реакционным традиционализмом» (франкизмом, клерикализмом и т.д.). * Миф об Инквизиции тесно связан с главным мифом современного Запада - о том, что протестантская Реформация породила неразрывно связанные между собой капитализм и науку . Таким образом, возникновение нового типа эксплуатации (во многих отношениях более жестокого, нежели феодализм) как бы компенсировалось прекрасным даром рационального мышления и освобождающего знания. Концепция «протестантской науки» интенсивно разрабатывалась начиная с 30-х годов нашего века влиятельным американским социологом Р.Мертоном .

* В дальнейшем в историю науки вошел, как почти очевидный, тезис о том, что наука расцвела на севере Европы потому, что там не было Инквизиции. И, напротив, Контрреформация и Инквизиция на юге Европы были несовместимы с духом науки . Здесь, согласно официальной англо-саксонской истории, господствовало не рациональное сознание, а консервативная религия, суеверия и чувство.

* Понятно, как важно было бы для верного понимания самого хода становления современного общества с рациональным светским мышлением знать, где, когда и как произошел переход от мышления эпохи Возрождения, которое представляло мир полным ведьм, демонов и магии. Где берет начало век Просвещения, век Декарта?

* Удар по идеологическому мифу об Инквизиции нанес перед самой своей смертью американский историк-протестант Генри Чарльз Ли (1825-1909), который сам же так много потрудился для создания этого мифа. Его книга «История Инквизиции в Средние века» (1877) сделала его главным авторитетом в этом вопросе. В 1906-1907 гг. он опубликовал в четырех томах «Историю Инквизиции в Испании», в предисловии к которой писал, что стремился показать не страшную церемонию ауто да фе с сожжением известных персон, а «неслышное воздействие, которое оказывала ежедневная непрерывная и секретная работа этого трибунала на всю массу народа, показать те рамки, в которые он загнал ум испанцев, тупой консерватизм, с которым он удерживал нацию в средневековой рутине и не дал ей воспользоваться свободами рационального мышления».

* И вот, уже после выхода в свет главного труда Г.Ч.Ли, в руки ему попали документы, которые перевернули все его взгляды. Это были протоколы процесса 1610 г. в г. Логроньо, на котором молодой инквизитор иезуит Алонсо де Салазар, получивший юридическое образование в университете Саламанки, убедительно доказал, что ведьм и демонов не существует. И сделал он это согласно строгим нормам позитивного научного метода, намного опередив в этом свое время. Салазара поддержал архиепископ Толедо Великий инквизитор Бернардо де Сандоваль, а затем и Высший совет Инквизиции [115] .
* Это решение кардинально изменило весь интеллектуальный климат в католических странах, а затем и состояние общества в целом - ведь «колдуны и ведьмы» составляли подавляющее большинство жертв Инквизиции. В результате именно в католических странах по решению Инквизиции прекратилась «охота на ведьм» - на целое столетие раньше, чем в тех частях Европы, где победила Реформация.

* Новыми глазами взглянул после этого Г.Ч.Ли на исторические данные. И оказалось, что известные борцы за рациональное мышление (как, например, Декарт) были на севере Европы редкими диссидентами, а большинство видных интеллектуалов даже и в XVIII веке верили в демонов и ведьм. И сотни тысяч «ведьм» пошли на костер в век Научной революции (и сжигали их в США вплоть до XVIII века, причем судьями были профессора Гарвардского университета).

* Г.Ч.Ли, честный ученый, нашел в себе силы и мужество заявить буквально накануне смерти: «Нет в европейской истории более ужасных страниц, чем сумасшествие охоты на ведьм в течение трех веков, с XV по XVIII. В течение целого столетия Испании угрожал взрыв этого заразного помешательства. Тот факт, что оно было остановлено и сокращено до относительно безобидных размеров, объясняется осторожностью и твердостью Инквизиции... Я хотел бы подчеркнуть контраст между тем ужасом, который царил в Германии, Франции и Англии, и сравнительной терпимостью Инквизиции».

* Г.Ч.Ли начал большую работу по документальному описанию охоты на ведьм, обратясь в архивы всех христианских стран. Эту работу закончили уже его ученики. Ф.Донован, современный историк, пишет:
* «Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то наибольшая концентрация точек окажется в зоне, где граничат Франция, Германия и Швейцария. Базель, Лион, Женева, Нюрнберг и ближние города скрылись бы под множеством этих точек. Сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что, по крайней мере в течение последнего столетия охоты на ведьм, зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма. В полностью католических странах - Италии, Испании и Ирландии - было бы очень мало точек; в Испании практически ни одной».

* Историки, которые осмелились отойти от установок черного мифа об Инквизиции, сразу смогли преодолеть кажущееся ранее необъяснимым противоречие: утверждение о том, что Реформация освободила мышление, никак не вязалось с тем фактом, что именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм. Лютер непрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. Как пишет друг Г.Ч.Ли, историк и философ В.Лекки, «Вера Лютера в дьявольские козни была поразительна даже для его времени... В Шотландии, где влияние Реформации было сильно, как нигде более, пропорционально более жестокими были преследования [ведьм]». Ричард Бакстер («самый великий из пуритан»), один из главных авторов, которых цитирует М.Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», представлен Р.Мертоном как выразитель духа новой науки. Но именно он в 1691 г. опубликовал книгу «Доказательство существования мира духов», в которой призывал к крестовому походу против «секты Сатаны».

* Работы Г.Ч.Ли и его учеников не смогли поколебать господствующую на Западе идеологию, которая исходит из мифов англо-саксонской историографии. Даже в самой Испании публично поставить под сомнение миф об Инквизиции значит навлечь на себя подозрение в симпатии к франкизму, клерикализму, сталинизму и прочим грехам. Сегодня в Испании даже знающий истинное положение дел историк осмеливается говорить об этом лишь шепотом и лишь наедине. Однако в среде историков и философов история становления науки и капитализма видится, конечно, уже иначе. От М.Вебера, который начал поворот, до М.Фуко, который в книге «Слова и вещи» дал более беспристрастную («археологическую») трактовку, проделана большая работа по демифологизации.
Данный текст принадлежит перу Сергея Георгиевича Кара-Мурзы [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]


:rolleyes:  Так что получается, что инквизиция не так страшна?
Не верь, не бойся, не проси!

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.

Quadi al Quada

Особенно если учесть, что Кеплер и Коперник были выпускниками семинарий, а Коперник даже священником, и ему пришлось издавать свои труды не в Ватикане а в Германии только потому, что он поссорился со своим епископом...
Единственный недостаток церкви в вопросах науки заключался в ограничении доступа к научным работам узким кругом лиц.
Так же недолог был век закосневших во зле и гордыне,
Снам быстротечных ночей уподобились многие ныне,
Сколько могучих владык, беспощадных, не ведавших страха,
Ныне ушло без следа - горстка ветром влекомого праха.
[/size]

Повесть о доме Тайра[/size]

eukka

ЦитироватьЕдинственный недостаток церкви в вопросах науки заключался в ограничении доступа к научным работам узким кругом лиц.

Да? А по моему в вопросах науки у церкви были сплошные недостатки, они ведь присекали все теории о происхождении мира и истребляли тех, кто был несогласен. Заикаться о том, что земля вертится вокруг солнца и не единственная во вселенной было безполезно, точнее опасно... Развитие церковь очень тормозила в этом плане... В принципе об этом говорилось всегда.
"Да, Бартлеби, оставайся за своей ширмой, думал я, более я не буду наказывать тебя; ты безвреден и бесшумен, как и любой из этих старых стульев; короче, своим присутствием ты не нарушаешь моего уединения."

Свободный человек - всегда эгоист.

-Я совсем ничегошеньки не понимаю! - признался Бхейд.
-Хорошо. Это первый шаг к мудрости.
                                              (с)"Вор и книга демона"

Night Watch

ну что тут сказать? все и так знают, что главной целью крестовых походов было завоевание новых земель...и всё это дело прикрывалось, якобы поиском и осовобождением гроба Господня...а Крестовые походы...из всех только первый был удачным...Конечно это принесло и пользу, например, помогло в развитии мелких городков в Италии, смешение культур плюс ещё ряд положительных сторон, но...
I'm the mother fuckin' princess

Андрей.

Night Watch
Цитироватьглавной целью крестовых походов было завоевание новых земель

:)  А что скажешь на это?
Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могущества державы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока и Малой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли в подвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников. Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в 1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад. Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведя наступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражение византийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегам Эгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другие даты) взять Иерусалим.

Угроза со стороны мусульман заставила византийского императора обратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайно обеспокоило христианский мир. См. также ИЕРУСАЛИМ.
Взято тут  [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
Не верь, не бойся, не проси!

Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания.



По всем вопросам пишите по адресу gratispp@mail.ru