27 апреля 2024, 03:14:26

Новости:

Чтобы использовать все возможности форума на смартфоне или планшете необходимо в браузере выбрать настройку "Версия для ПК".


avatar_Feles

Размышлизмы на тему книги

Автор Feles, 01 ноября 2009, 03:47:08

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Feles

01 ноября 2009, 03:47:08 Последнее редактирование: 01 ноября 2009, 03:49:57 от Feles
Давно руки не доходили написать этот пост, наконец-то дошли, и это, имхо, здорово. потому что книга, о которой я хочу написать тут, крайне интересная, если кто-то ее не читал и прочтет - получит массу удовольствия. а если кто-то читал, разделит со мной мой восторг :)
Это довольно известная книга из серии "Морская летопись", "Чрезвычайные происшествия на советском флоте". Автор - Николай Черкашин. Многие описываемые события напомнили мне  другую книгу, прочитанную примерно с полгода назад, Александра Дмитриевича Чуканова "Ходили мы походами". Последняя названная, также очень интересна, там не только описывается жизнь самого Александра Дмитриевича и его служба на ТОФ и на Северном флоте, там также даются исторически справки относительно мест, событий, краткие биографии упоминаемых людей. Вообще, конечно, очень интересно. За исключением одного нюанса, все рассказывается с точки зрения политработника. Слишком много идеологии, на мой взгляд. Это несколько портит впечатление. :)
Могу сказать, что первая упомянутая книга, понравилась больше.
Очень подробно рассказывается об известной аварии на К-19, когда произошел разрыв первого контура охлаждения ядерного реактора ПЛ, и авария устранялась силами экипажа. Та самая лодка, про которую был снят позже фильм "К-19. Оставляющая вдов". но фильм-фильмом, хоть он тоже очень интересный, а тут приведены рассказы непосредственных участников, командира, капитана 1-го ранга Затеева и командира электротехнического дивизиона капитан-лейтенанта Погорелова, о том как развивались события непосредственно после аварии и впоследствии.
Очень подробно рассказывается о тепловом взрыве на ядерном реакторе лодки К-431 в бухте Чажма. Вообще, об этом, как и о К-19 кто только не писал.  :) Оба события достаточно известны. :) Но тут не просто мнение автора и видение событий автором. тут скорее сборник рассказов очевидцев, что, конечно, сильно добавляет интереса.  :)
В общем, конечно, не стану писать о каждой интересной главе (а неинтересных и нет, правда). Хочу все-таки отметить два раздела, которые произвели максимальное впечатление.
Итак, первый: рассказ о капитане 3-го ранга Валерии Саблине. Что меня удивляет, так это мнение общества по поводу мотива его поступков. Вполне вероянтно, даже скорее всего, моя оценка и мое мнение неверно, так как знаний у меня в этой области крайне мало.Но тем не менее :) Очень много ресурсов и сейчас придерживаются версии "пытался угнать в Швецию противолодочный корабль "Сторожевой"", даже не официальной "измена Родине, попытка смены существующего строя".
Сейчас стало "хорошим тоном" ругать Советский Союз и делать из "преступников" - "героев" и наоборот. Но почему-то даже оф. версия не распространена, не говоря уже о версии "борец против застоя, революционер". Или я не там читаю? Черт его знает...
Конечно, интересно, как было на самом деле, я склоняюсь к версии того, что Валерий Михайлович, в самом деле хотел сделать переворот, а не угнать судно. Книга еще более убедила меня в том, что мое мнение не сильно неправильно, несмотря на недостаток знаний. Очень подробно, почти по часам и минутам рассказывается о событии. Приводятся выдержки из конспектов Саблина, из его писем, его биография. В общем, очень интересное описание событий. Хотя,к
Конечно, личность Саблина и сам его поступок - это отдельная, на мой взгляд тема, возможно, даже тут, на форуме она появится, или уже появлялась. Я просто хочу написать, что в этой книге сие событие изложено очень интересно и, как бы сказать..хм... убедительно что ли.  B)
второй раздел: Диверсии на флоте. Ну про "Новороссийск" много где написано, всего не перечитать. И версии и хронология и последствия. Эта книга не исключение, факту этого события посвящено очень много страниц. И, надо сказать, на мой взгляд далеко не самых интересных, если сравнивать с остальным содержимым. Гораздо более интересным мне показалось описание попытки диверсии на крейсере "Орджоникидзе". Я первый раз читаю/слышу об этом событии, следовательно, могу излагать только то, что было написано в книге. Суть заключается в следующем: крейсер "Орджоникидзе" находился с правительственным визитом в Портсмуте, на борту кроме высокопоставленных Хрущёва и Булганина, находились также академик И.В. Курчатов и авиаконструктор А.А. Туполев. Под кормой был дозорным обнаружен водолаз, который был уничтожен поворотом гребных винтов.  :unsure: В общем... интересно, конечно, да и, в общем, убедительные факты приводятся в пользу того, что это действительно неудавшаяся диверсия. Но об этом событии, кроме как из этой книжки ничего не знаю. но, интересно  :rolleyes:  :)
Ну и последние разделы, вообще, наиболее классная, на мой дилетантский взгляд, вторая половина книги:
Описание раскрытия операции "Айви беллз", о том как летом 1981-го года, ремонтируя линию связи, непосредственно подводную часть, было обнаружено прослушивающее устройство. Ну и конечно раздел, посвященный рекордам: рассказ об испытаниях на сверхскоростной К-162 (подводная скорость 44,7 узла), рассказ об испытаниях на К-278 (рабочая глубина погружения 1000 м), рассказы очевидцев, как непосредственно, происходило погружение на 1027 метра, 5 августа 1985-го года. Об испытаниях ПЛ проекта 705, высокоскоростных и маневренных "малюток", рассказ, непосредственно самого командира К-140 Ю. Ф. Бекетова, о задаче пуска 8-ми баллистических ракет в одном залпе и командира К-407 С. В. Егорова о пуске 16-ти ракет. Раздел "Небываемое бывает" о совершенно невероятных по степени своего везения событиях. И, к сожалению, малоизвестных событиях.
В общем,  чрезвычайно интересная книга. Читается просто взахлеб, насколько хватает времени это делать. очень и очень всем рекомендую :)

Думать надо о том, о чем надо думать, а о том, о чем не надо думать - думать не надо (с) (В.П Макаров)

TENRU

Feles
Черкашин хороший автор, но он не всегда документально точен. И ещё один его минус - страшная любовь к изданиям новых книг, где нового на полпальца, а остальное - нарезка из предыдущих изданий. Что сильно затрудняет его библиографию. ИМХО.

Цитироватьпочему-то даже оф. версия не распространена, не говоря уже о версии "борец против застоя, революционер".

Он современным "демократам" не близок совершенно. Ведь Саблин ратовал за коммунистический строй, просто обновлённый, да и ориентировался на лейтенанта Шмидта.
Никак в один ряд с известными борцунами за свободу, вроде Власова или Бандеры, его не поставишь.
Хотя дурак он был преизрядный и это тоже факт. Людей доверившихся ему подставил, присягу нарушил, бунт на корабле учинил. К такому на флоте традиционно холодно относятся.
Так что у "державников" к нему тоже отношение крайне прохладное.
Оторванных от жизни идеалистов нигде, кроме как в книгах, не любят.
ЦитироватьГораздо более интересным мне показалось описание попытки диверсии на крейсере "Орджоникидзе". Я первый раз читаю/слышу об этом событии

А она собственно, нигде больше и не описана. Была газетная статья, с воспоминаниями об этом случае, моряка с "Орджоникидзе". Ее Черкашин и цитирует, в вольном изложении.
Было так или не было - Бог весть. Но только так тупо диверсии, против глав государства, обычно не проводят. Да и смысла в них - ноль.
Но в целом, книга безусловно интересная и внимания заслуживает.
Кстати, по авариям на подлодках, есть очень интересная брошюра А.А. Нарусбаева "Катастрофы в морских глубинах" из-во Судостроение 1989 год. Там кратко, но очень хорошим и внятным языком рассказано о наиболее ярких и значимых авариях подлодок со времён первых субмарин. Правда, о советских субмаринах, по понятным причинам, информации немного. :) Но книга сильно выигрывает против Черкашина лаконичностью и строгим соответствием фактам.  :)  

Feles

03 ноября 2009, 00:58:58 #2 Последнее редактирование: 03 ноября 2009, 01:01:06 от Feles
TENRU
ЦитироватьЧеркашин хороший автор, но он не всегда документально точен. И ещё один его минус - страшная любовь к изданиям новых книг, где нового на полпальца, а остальное - нарезка из предыдущих изданий. Что сильно затрудняет его библиографию. ИМХО.

Я вот заметила такую штуку(может быть, конечно, мерещится :) ) - когда идет повествование с вкраплениями различных интервью с участниками событий, вся картинка довольно ясно складывается, а вот в тех вещах, которые рассказываются "от автора", наблюдается некая путаница, перескоки с одного события на другое, да и слог сразу такой.. :unsure: высокопарный, что ли.  :lol: Но вообще, написано здорово, очень интересно, когда рассказы идут не от лица автора, а от лица участников событий.
ЦитироватьОн современным "демократам" не близок совершенно. Ведь Саблин ратовал за коммунистический строй, просто обновлённый, да и ориентировался на лейтенанта Шмидта. Никак в один ряд с известными борцунами за свободу, вроде Власова или Бандеры, его не поставишь. Хотя дурак он был преизрядный и это тоже факт. Людей доверившихся ему подставил, присягу нарушил, бунт на корабле учинил. К такому на флоте традиционно холодно относятся. Так что у "державников" к нему тоже отношение крайне прохладное. Оторванных от жизни идеалистов нигде, кроме как в книгах, не любят.

Ну да, поступок, конечно, не сильно разумный  :( Вроде, с одной стороны, хотел напомнить людям ради чего Революция делалась, акцентировать внимание людей на том, что правительство, вместо того чтобы  поддерживать и развивать коммунистические идеи, погрязло  в каком-то буржуазном, почти, застое. Но не очень хорошо сделал, для людей это могло гораздо хуже закончится, особенно, в этой истории жалко командира, Потульного, у него же, несмотря на то, что он во время восстания был под арестом, все равно карьера военная прервалась. Касаемо остальных, там же всех кроме Шеина оправдали  :unsure: ..если я верно помню  :unsure: Даже тех, кто Саблина поддерживал.  :unsure: Получается, не все так страшно вышло, могло быть страшнее  :unsure: Бунт, конечно, заранее был обречен на провал, но с другой стороны, мне кажется, все революционеры немного идеалисты и немного фантазеры и все шли на большой риск.  :unsure:
ЦитироватьА она собственно, нигде больше и не описана. Была газетная статья, с воспоминаниями об этом случае, моряка с "Орджоникидзе". Ее Черкашин и цитирует, в вольном изложении. Было так или не было - Бог весть. Но только так тупо диверсии, против глав государства, обычно не проводят.

Немного нереалистичная штука, на мой взгляд, если честно  :huh: Ну взорвись этот крейсер на пути из Портсмута (Черкашин пишет, что это могло бы быть объяснено как подрыв на невытраленной мине), было бы ясно тут же, откуда ноги растут? (Ну как мне кажется, с моей дилетантской точки зрения, тем более, спустя много лет  :D ) В общем, интересно, конечно, попробую поискать что-нибудь на эту тему.  :unsure:
Цитироватьстати, по авариям на подлодках, есть очень интересная брошюра А.А. Нарусбаева "Катастрофы в морских глубинах" из-во Судостроение 1989 год. Там кратко, но очень хорошим и внятным языком рассказано о наиболее ярких и значимых авариях подлодок со времён первых субмарин. Правда, о советских субмаринах, по понятным причинам, информации немного. smile.gif Но книга сильно выигрывает против Черкашина лаконичностью и строгим соответствием фактам.

Обязательно поищу и почитаю, спасибо! Факты - это я люблю, гораздо интереснее вольного изложения автора, даже отличного автора :aga:
Спасибо за ответ!

Думать надо о том, о чем надо думать, а о том, о чем не надо думать - думать не надо (с) (В.П Макаров)

TENRU

Feles
Цитироватьв тех вещах, которые рассказываются "от автора", наблюдается некая путаница, перескоки с одного события на другое, да и слог сразу такой.. unsure.gif высокопарный, что ли.

Он начинал, как романист. Отделаться от этого до конца - никак не может.
ЦитироватьКасаемо остальных, там же всех кроме Шеина оправдали

Ну да, слишком явна была абсурдность произошедшего, чтобы делать из него далеко идущие выводы.
ЦитироватьБунт, конечно, заранее был обречен на провал, но с другой стороны, мне кажется, все революционеры немного идеалисты и немного фантазеры и все шли на большой риск.

"Нет никаких оправданий бунту против сюзерена !
- Одно есть.
- Какое ?
- Мы победили."
:)
ЦитироватьНу взорвись этот крейсер на пути из Портсмута (Черкашин пишет, что это могло бы быть объяснено как подрыв на невытраленной мине), было бы ясно тут же, откуда ноги растут?

Конечно. Да и результат не был бы убойным. С огромной долей вероятности - всех важных персон спасли бы. Тем более, крейсер шёл с эскортом из эсминцев. А скандал вышел бы грандиозный и всемирный.
Это Черкашину всё покоя не дает его версия гибели "Новороссийска". Там история реально тёмная, хотя резоны итальянцев Черкашин излагает, как в детской книге про шпионов. Обычно, операции такого рода, на корню хоронят умные аналитики. Риска океан - выгоды - капля.  
ЦитироватьВ общем, интересно, конечно, попробую поискать что-нибудь на эту тему.

Да эта история нередко цитируется - обрастая деталями в зависимости от фантазии авторов, но вот первоисточников - кроме упомянутого интервью - ноль. А уж к подобным "очевидцам" у меня со времён перестройки и расцвета жёлтой прессы, очень настороженное отношение.
ЦитироватьФакты - это я люблю, гораздо интереснее вольного изложения автора, даже отличного автора

Так по сути, дайджест, но он дает общее представление и тем ценен. :)
А вообще, вкусные факты по истории ВМФ, можно найти в журнале "Морская кампания", в старых выпусках "Морской коллекции" (в последнее время, она - увы - сильно опопсилась), ещё местами был неплох альманах "Тайфун", ну и монографий интересных стало выходить немало. Надо только отслеживать и ловить немедля, ибо иные из них выходят мизерными тиражами и в сети их фиг отловишь.
Остальной массив литературы, большей частью западные переводы, а у них с объективностью и фактами та же проблема, что и у нас. Даже вполне серьезный исследователь вроде Морисона, умалчивает о неудобных фактах безо всякого стеснения.
Пальма первенства, правда, у немцев. Такого количества клюквы, нигде не найдешь - даже советская агитлитература для младших школьников - неврно курить в сторонке.  :D  



По всем вопросам пишите по адресу gratispp@mail.ru