26 апреля 2024, 10:01:14

Новости:

Чтобы использовать все возможности форума на смартфоне или планшете необходимо в браузере выбрать настройку "Версия для ПК".


avatar_рыбка Пиранья

Братья и сестры в теории Альфреда Адлера

Автор рыбка Пиранья, 31 января 2006, 21:17:56

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

рыбка Пиранья

31 января 2006, 21:17:56 Последнее редактирование: 31 января 2006, 21:20:36 от рыбка Пиранья
Братья и сестры      


Дети - цветы жизни, но эти цветы нередко доставляют нам массу хлопот. Хотя из-за собственного эгоизма мы забываем о самом ребенке, о его чувствах, душевном состоянии.

Хорошо, если у него есть брат или сестра, с которыми он ладит, есть какая-то поддержка, а если нет ни сестры, ни брата? Или есть, но отношения с ними нельзя назвать теплыми? Тогда ребенок остается один, имея при этом семью.

Старший ребенок в семье.
Плюсы:

Старшему ребенку часто свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Такой ребенок чаще других заботится о младших братьях и сестрах, особенно в случае болезни или потери родителей.

Минусы:
Рождение следующего ребенка лишает его исключительной позиции в обладании любовью и вниманием матери и часто сопровождается ревностью к брату или сестре.

Довольно распространенной проблемой старших детей является тревога не оправдать ожидания родителей и других авторитетных фигур (начальников, учителей, тренеров и т.д.). Им очень трудно научиться расслабляться и получать истинное удовольствие от жизни.

Средний ребёнок в семье.
Плюсы:

Средний ребенок может обладать чертами как младшего, так и старшего ребенка или их комбинацией. Если в семье много детей, то черты характера средних детей определяются тем, в группе каких детей они родились: среди младших или среди старших и какова разница в возрасте между ними.

У средних детей очень развиты социальные навыки. Они умеют договариваться и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами.

Минусы:
Средний ребенок, (кроме единственной девочки или единственного мальчика) в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль и место в семье. Такие дети не имеют авторитета старших детей и спонтанности младших.

Альфред Адлер, кстати, сам, будучи вторым сыном, отмечал: «Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон -- борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь, что его догонит младший».

Младший ребёнок в семье.
Плюсы:

Младший ребенок беззаботен, оптимистичен и готов принимать чужое покровительство, заботу и поддержку. Для своей семьи он может навсегда остаться ребенком. Родители относятся менее требовательно к его достижениям.

И если старшие дети в семье не погибают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.

Если в семье его чрезмерно опекали, то, выбирая партнером по браку старшего ребенка, он может бороться впоследствии против контроля и опеки супруга. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно не имеет трудностей в общении и популярен среди друзей.

Минусы:
Основные проблемы младшего ребенка связаны с самодисциплиной и трудностью принятия решений, поскольку обычно рядом был кто-то старший и мудрый, который принимал решения за малыша.

Младший ребенок знает, что силой в близких отношениях ничего не добьешься, и часто вырабатывает различные пути достижения желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать.

Альфред Адлер, автор теории о комплексе неполноценности, писал: "Положение младшего брата всегда чревато опасностью быть избалованным и остаться семейным ребенком..."

Единственный ребёнок в семье.
Плюсы:
Единственный ребенок обладает свойствами, как старшего ребенка, так и младшего. Единственный ребенок очень часто наследует черты характера родителя того же пола.

Поскольку родители возлагают особые надежды на своего единственного ребенка, он обычно хорошо учится в школе. Единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям.

Минусы:
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может стать эгоистом, хотя все зависит от того, как его воспитывают родители, и достаточно комфортно чувствует себя в одиночестве, но нередко от этого страдает.

Единственные дети, в силу их большой привязанности к родителям, часто ищут в партнере черты отца или матери. А вот браки, где партнеры были единственными детьми в семье, несут негативный характер, т.к. оба не уступают.

Близнецы в семье.
Плюсы:
Для близнецов параметры старший/младший ребенок также важны и зависят от того, в группе каких детей они родились. Если родители особо подчеркивают, что один из них родился первым, то роли старшего и младшего делятся автоматически. Но они никогда не чувствуют себя одинокими.

Минусы:
У близнецов довольно низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с другими детьми. Это связано с тем, что близнецы больше общаются друг с другом и меньше ориентируются на взрослых и сверстников.

Во взрослой жизни близнецы одного пола испытывают особые трудности в разделении и обретении собственной идентичности.

Каким бы ваш ребенок ни был, важно его понимать; если он не найдет в семье поддержки, это отразится на его психике и мироощущении. Как можно больше общайтесь с детьми, прислушивайтесь к их просьбам и желаниям, тогда можно прийти к компромиссу. (с)

Отношения в семье - вещь очень сложная. Каждый член семьи имеет свой взгляд на эти отношения, и часто члены одной семьи просто не замечают проблем, которые возникают из-за разницы в восприятии семьи.

Особенно это касается отношений между детьми. Родители часто не замечают того, что происходит между сиблингами. Когда рождается второй ребенок, в мировоззрении первенца многое меняется. Это, безусловно, зависит от возраста первенца, и очень сложно сказать, в каком именно возрасте первенец сложнее всего реагирует на появление конкурента. А именно так он и воспринимает появившегося малыша.

Рожая второго ребенка, нужно быть в два раза внимательнее к первому, чтобы избежать ненужных конфликтов, как межличностных так и внутренних, и предотвратить формирование новых психических травм у ребенка.

Часто первенец хочет избавиться от младшего сиблинга любыми способами, и поскольку моральный уровень детей развивается по мере их взросления, ребенок может совершить очень страшные поступки. Например, не так давно был случай, когда старшая сестра облила бензином и подожгла свою младшую сестру. Это, конечно, частный случай, но в мыслях многие старшие дети проделывали подобное со своими младшими неоднократно.

Избежать ревности и зависти со стороны старшего ребенка невозможно, но можно смягчить отношения, заинтересовать старшего ребенка уходом, воспитанием младшего.

Когда-то исследователи изучали племена с большим количеством детей, и оказалось, что в этих племенах дети ведут себя очень корректно, рано взрослеют, и отношения между сиблингами очень хорошие. Почему? Да потому, что, поскольку в этих племенах семьи имеют по много детей, а матери занимаются хозяйством, то опека над младшим ребенком передается в руки старших. Таким образом, лет с пяти ребенок уже выполняет функции взрослого человека, воспитывающего потомство. Конечно, не стоит лишать ребенка его законного детства, но можно принять во внимание такой подход.

Известный психолог Альфред Адлер исследовал сиблингов и создал теорию порядка рождения, которая говорит о том, что первенцы при неправильной подготовке со стороны к появлению брата или сестры могут стать невротиками. К тому же у таких детей есть склонности к ненависти всех людей и преступным действиям. Если же первенца подготовить правильно, то его стремление к превосходству можно превратить в ответственность. Такой человечек будет хорошим защитником.

Средний ребенок постоянно стремится обогнать своего старшего соперника, и потому часто в жизни достигает большего. Такой ребенок достаточно амбициозен, озлоблен и склонен к ненависти, но все же он лучше адаптирован к окружающему миру.

А вот младший ребенок, по мнению Адлера, самый испорченный и слабый.

А теперь представьте, каково в семье двоим детям. Старшему, который привык быть «царем горы», наступает на пятки младший, который, в свою очередь, злится на старшего только потому, что он старше...

Я не собираюсь излагать здесь все теории детского развития, а просто хочу призвать родителей к чтению литературы, которая может помочь понять ребенка и помочь ему адаптироваться в этом мире. Таких книг сейчас очень много, и ни одна из прочитанных книг не может быть ненужной и бесполезной.
Ничего личного...only business)).

ГОСПОДЬ НАБЛЮДАЕТ ЗА ТОБОЙ!
Поэтому живи так, чтобы ему было интересно.

Black_Widow - моя любимая младшая сестренка!

Topsic

рыбка Пиранья , спорить, я считаю, не о чем - если я старшая - я хоть на голову встану - это не изменишь. Вот у младших ещё есть шансы :lol: . Кем родился - тем и сгодился. Правда, эта теория не учитывает случаи, когда большой разрыв между детьми. Ну лет 15-18 - а сейчас оно не редкость.
*****************
Здесь могла бы быть ваша реклама....

****************

Сталкер

А что сказать... Здесь представлены модели. В жизни всё всегда несколько иначе. Но теоретически - модели удачные.
отошёл..

рыбка Пиранья

01 февраля 2006, 00:01:09 #3 Последнее редактирование: 01 февраля 2006, 00:06:43 от рыбка Пиранья
ЦитироватьВ жизни всё всегда несколько иначе. Но теоретически - модели удачные.

Сталкер! я тоже думаю, что модели удачные. Я еще обратила на них внимание, когда у меня был курс Адлера в универе. Я единственный ребенок в семье, поэтому сравнивала с моделью своего мужа и его младшего брата. И знаете, ечть, конечно, несоответсвия, но в целом, все очень и очень похоже))
У нас было несколько лекций о братьях и сестрах и их отношениях и нишах в семье.
Очень советую почитать работы Адлера на эту тему.
Ничего личного...only business)).

ГОСПОДЬ НАБЛЮДАЕТ ЗА ТОБОЙ!
Поэтому живи так, чтобы ему было интересно.

Black_Widow - моя любимая младшая сестренка!



По всем вопросам пишите по адресу gratispp@mail.ru