«Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь»
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
Прочитав ее, я хотел бы дать на нее маленькую рецензию.
1. На первом этапе я не буду вдаваться в ее содержание, а пройдусь по ее форме – соответствует ли эта работа категории «исследование» или нет.
1.1. Ссылочная база работы чрезвычайно скудна – всего 6 ист. Из них лишь один источник можно с большой натяжкой назвать сборником архивных документов, остальные – церковные источники. Ссылок на собственно архивные документы нет вообще. Т.е. ни о какой объективности изначально речи идти не может. Т.к. рассматриваются материалы только одной из сторон конфликта. Следовательно, уже на этом этапе оценки видно, что автор правду искать не собирается, соответственно, работу назвать научным исследованием нельзя.
1.2. Очень широко используются самые категоричные, ничем не подтвержденные оценки («поголовно все», «никто из», «от мала до велика»,) и используются только огромные «круглых» числа. Что свойственно исключительно пропагандистским работам: «Гонения в России распространились по всей территории огромной страны», «охватили все организации», «от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков», «Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения», «большевики ни на один год», «оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000», «около 200000 репрессий и 100000 казней в 1937–38» гг и пр. и пр.
2. На втором этапе рассмотрим материал статьи, как он есть, т.е. без привлечения дополнительных источников.
2.1. Т.к. статья называется «Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь» то читатель ожидает встретить в тексте точные цифры, подтвержденные документами. Однако, его ждет глубокое разочарование. ВСЕ цифры являются округлениями до порядков (!) и ни одна из них не подтверждена хоть каким-то документом, т.е. они взяты «с потолка». При этом - на другие сравнительно малозначительные факты ссылки указываются. В общем-то, на этом можно было бы и закончить, но ради спортивного интереса пройдемся дальше.
2.2. Дальше мы имеем целую серию стандартных приемов манипуляции сознанием – приведение только абсолютных цифр, без их относительной трактовки, подмена понятий, многозначительные умолчания в духе «ну Вы сами понимаете, что это означало» и пр. Например:
«На свободе пребывали только 4 правящих архиерея»
- из скольких?! Может их и было 4?
«К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г.»
Но, уже в следующем абзаце:
«А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из 10000 церквей, действующих в 1953 г.»

И эти пассажи никак не комментируются! Не иначе как злобные большевики с 1939 по 1953 9900 церквей построили. Либо автор считает, что храм и церковь – разные понятия? В любом случае, определения не приводится.
«20.01.18 – Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства – изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).»
- из области «ну Вы сами понимаете, что это означало». Так вот, хочу напомнить, что также были национализированы ВСЕ заводы, фабрики, учреждения, ВУЗы и пр. По логике автора работы – они были немедленно разрушены.
И дальше в том же духе…
3. Теперь, давайте рассмотрим данную работу совместно с другими материалами, т.е. вспомним, как оно было на самом деле. Т.к. я не являюсь любителем этой темы, то укажу лишь наиболее значительное искажение, допущенное автором.
Кто первый начал? Казалось бы – ответ очевиден, ведь злые большевики изначально были против церкви и пр. и пр. Тем более, что автор приводит такую хронологию:
«07.11.17 – Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 – Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства – изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).
…
01.02.18 – Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь.»
Но если поинтересоваться, как было на самом деле[1], то Вы с удивлением узнаете, что:
а) 15 декабря 1917 г Собор принял документ «о правовом положении Православной российской церкви», который явно шел вразрез с принципами советской власти. В частности, церковь объявлялась главенствующей в государстве, главой государства и министром просвещения могли быть только лица православной веры, преподавание Закона божьего в школах обязательно и др.
Вот так новость, скажете Вы – так это не большевики посягнули на права церкви – это церковь пыталась у большевиков власть отобрать. Дальше больше.
б) 20. 01. 18 никакого Декрета об отделении церкви от государства принято не было. Были лишь ОПУБЛИКОВАНЫ отдельные тезисы этого законопроекта. Явно в ответ на «правовое положение…»
в) В ответ на это, было опубликовано то самое послание Тихона, в результате которого большая часть духовенства стала сотрудничать с белыми. И что послужило еще большим раздуванием пламени гражданской войны. В послании Советская власть прямо не упоминалась, но из контекста было понятно, что под «безумцами» в тот момент понимались именно большевики. Что впоследствии признал сам Тихон.
г) И только после этого был ПРИНЯТ законопроект «об отделении церкви…».
Т.е. в реальности все обстояло с точностью до наоборот – церковь первая фактически объявила войну большевикам. Ну, а дальше - на войне как на войне – ни те ни другие друг с другом уже не цацкались.
РЭЗЮМЕ
Рассмотренная работа является типичным образцом пропаганды по заветам д-ра Геббельса – «чем больше ложь, тем больше в нее будут верить». По качеству исполнения я бы отнес ее к периоду 1985-1995гг – когда развесистая клюква про «100, нет 200, нет 300 тысяч жертв» воспринималась без какого-либо критического осмысления.
З.Ы. В научных кругах за статью тема которой совершенно не сответствует названию, автора перестают считать ученым.

[1] С. Г. Кара-Мурза «Советская цивилизация от начала до великой победы» М. 2004 С. 311.