Я бы хотел узнать ваше мнение о том, какая из представленных ниже теорий развития личности ребенка вам близка?
По утверждению Э.Эриксона, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия. А главная задача общества в этом процессе поддерживать сохранение этой тенденции и последовательность развития личности. В период младенчества ребенок , имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы и заботы людей, находящихся в близком окружении ребенка. Главное-внушить ребенку надежность и уверенность в будущем.
Социокультурная теория К.Хорни основывалась на том, что причиной нарушений функционирования личности становятся уникальные стили межличностных отношений. Согласно ее убеждениям, решающим фактором развития личности являются социальные отношения между ребенком и взрослыми. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности: быть любимым, желанным и защищенным от враждебного мира. Если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально.
Г.Олпорт выделил семь различных аспектов "самости", участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется "Я", как объект субъективного познания и ощущения. Телесная самость, самоидентичность, самоуважение - основные аспекты развертывания проприума личности дошкольника. Поддержка взрослыми основных аспектов проприума становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.
А.Бандура полагал, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Основную роль А.Бандура отводит самооценке и ее реакциям, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успе-хами, и неудовлетворенности собой. Для объяснения личностного функционирования и изменения Бандура вводит понятие самоэффективность. Высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Самоэффективность становится одним из способов самоподдержки здоровой личности.