QUOTE |
Сценарий: Новочеркасск-2009 Евгений Гонтмахер 06.11.2008, №210 (2232) Не буду претендовать на собственную версию «Дня опричника». Владимир Сорокин — профессиональный писатель, блестяще с этим справившийся. У меня другой жанр: мне бы хотелось попробовать смоделировать ситуацию, которая со все большей вероятностью может реализоваться где-нибудь в глубине России уже в самое ближайшее время. Конкретных поводов может быть много: от попытки местных властей сэкономить на людях (кстати, на днях в Барнауле люди несколько раз перекрывали центральную улицу, протестуя против попытки монетизации городских льгот) до перебоев с отоплением предстоящей зимой. Но экономический кризис, в который все глубже погружается Россия, подсказывает и новые сюжеты. Пролог Итак, соблюдая хронологическую последовательность, начнем с события № 1. В городе Н-ске произошло массовое высвобождение людей с местного машиностроительного (металлургического, химического и т. п.) градообразующего предприятия. Его владелец несколько месяцев пытался не допустить этого, отправив наиболее ценных работников в административные отпуска с выплатой 2/3 зарплаты и уволив почти весь офисный персонал. Но чудо не произошло: спрос на продукцию этого завода так и не восстановился до предкризисного уровня, деньги на поддержание оставшихся кадров тоже кончились. Вот и пришлось увольнять всех подряд. Событие № 2. В Н-ске вдруг появилось несколько тысяч безработных людей, которые были бы согласны практически на любую оплачиваемую занятость (семьи-то кормить надо!), но и ее, оказывается, уже нет. Малый бизнес, бурно развивавшийся в конце 80-х — в 90-е гг. благодаря предпринимательской активности бывших инженеров, конструкторов и чиновников, в 2000-е гг. перестал расти из-за мощнейшего административного пресса. В результате он не сможет абсорбировать большие массы новых безработных. Появившиеся бюджетные сложности (начиная с низких цен на нефть и кончая тем, что остановившийся завод перестал пополнять своими налогами н-скую казну) резко снизили число даже самых примитивных вакансий в бюджетной сфере. Событие № 3. Сжавшийся платежеспособный спрос населения привел к кризису н-ской розничной торговли. Появившиеся было всевозможные супермаркеты и универсамы закрываются, порождая еще одну волну высвобождений. Выживают только небольшие торговые точки, торгующие самыми элементарными вещами — хлебом, крупой, молоком, дешевой колбасой, сухими супами. Одинокие старушки, стоя на улицах, пытаются продать выращенные на собственном огороде овощи. Появляются блошиные рынки. Событие № 4. Полный паралич администрации региона и мэрии Н-ска. Воспитанные в страхе потерять теплые места в «вертикали власти» чиновники ждут указаний сверху. А в это время по федеральным телеканалам в перерывах между ледовым шоу и «Кривым зеркалом» сообщают «о некоторых наших затруднениях, спровоцированных американским экономическим кризисом». Событие № 5. Среди людей, доведенных до отчаяния потерей даже самых примитивных жизненных перспектив, начинается брожение, которое стихийно перерастает в открытый протест. Жители Н-ска идут к местной мэрии, требуя от власти хоть что-то сделать. Растерянные чиновники разбегаются, опасаясь насилия. Милиция не вмешивается, но и не скрывает симпатий к «бунтовщикам», многие из которых соседи или даже родственники. Событие № 6. Люди занимают покинутые чиновничьи кабинеты. Появляются стихийные лидеры, которые пытаются ввести события в организованное русло. Среди вожаков нет местных партийных руководителей, например коммунистов. Они намертво встроены в псевдопартийную систему, сформировавшуюся в начале 2000-х гг., и впали в такой же ступор, как и чиновники. Более того: члены «Единой России» лихорадочно прячут в потайные места (а то и сжигают на газу) свои партийные билеты. Событие № 7. Вышестоящим властям — начиная от губернатора и кончая президентом России — предъявляются требования: «Верните работу!», «Зажравшихся чиновников — к ответу!». Есть шанс и на выдвижение лозунга «Россия — для русских!». Объявляется, что здание мэрии не будет освобождено до выполнения этих требований. Событие № 8. Региональный губернатор, получив сообщение о событиях, происходящих в Н-ске, срочно связывается с Москвой. Первые сообщения о беспорядках просачиваются через интернет и телефон в информационное пространство. О них сообщают «Эхо Москвы» и «Свобода». Федеральные телеканалы молчат. Событие № 9. Москва на запрос губернатора не отвечает. В высоких кабинетах царит легко объяснимая растерянность: идти на переговоры с собственным населением — это далеко не то же самое, что кричать в телефонную трубку: «Шамиль Басаев, ты меня слышишь?!» Применить силу? Только ее, оказывается, и нет. Местная милиция против своих горожан не пойдет. Прислать ОМОН? А если прольется кровь? Тогда пожар может полыхнуть дальше. Тем более что «бунтовщики» доведены до отчаяния и им нечего терять. Кроме того, в Н-ск начали прибывать нежелательные свидетели — журналисты. Событие № 10. После долгих размышлений губернатору дается приказ: выехать на место и начать переговоры, попытавшись уговорить людей разойтись по домам в обмен на обещание разобраться с создавшейся ситуацией. Событие № 11. Губернатор, понимая, что его все равно уволят за то, что он допустил ситуацию в Н-ске, подает в отставку. Обстановка в регионе обостряется. Спешно избранный по московской рекомендации местным законодательным собранием новый глава администрации прислан из другого региона. Событие № 12. Новый губернатор публично объявляет о том, что один из банков «с государственным участием» готов дать льготный кредит для возобновления работы закрытого в Н-ске градообразующего предприятия. Событие № 13. Жители Н-ска требуют, чтобы губернатор стал их заложником до момента исполнения данных им обещаний. Событие № 14. Подобные волнения вспыхивают в М-ске… Развитие событий Я не хотел бы гадать, чем могут закончиться подобные местные встряски для положения страны в целом. Понятно одно: наиболее вероятен вариант, когда ситуация рассосется — народ устанет бузить, тем более что власти попробуют использовать свое нынешнее самое мощное оружие, деньги. В данном случае — возобновив работу заведомо убыточного, неконкурентоспособного завода, который нуждается в жесткой санации, предполагающей, в частности, высвобождение значительной части персонала. Но очевидно, что постоянно держать на плаву за счет государственных инъекций н-ский завод невозможно. Поэтому рано или поздно (скорее — рано) все вернется на круги своя. А предложить что-либо другое, кроме весьма кратковременной передышки, нынешнее государство не может: оно погрязло в коррупции, утеряло сколько-нибудь серьезные навыки профессионального решения возникших проблем. Это видно, в частности, на «ужасном» (по словам Владимира Путина) положении малого бизнеса и отвратительном инвестиционном климате. Поэтому вариант «рассосется» на самом деле сугубо промежуточный по отношению к настоящей развилке. Либо, не дожидаясь того, что н-ские или подобные им события станут прологом всероссийской встряски, надо наконец приступить к решительной модернизации всей российской жизни — от экономики и до политики — на принципах минимизации государственного участия в общественных процессах, честной конкуренции и свободы частного предпринимательства. Либо мы все втягиваемся в такой кризис, выход из которого невозможен в рамках нынешнего конституционного строя. Автор — член правления Института современного развития [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь] (с) Ведомости |
Читаем. Обсуждаем
Добавлено:
Свежий сценарий, но как признает сам автор маловероятный. Маловероятный, но единственновозможный.
QUOTE |
Сценарий: Пакт Монклоа — 2009 Евгений Гонтмахер 03.12.2008, №229 (2251) В  2008 г. что-то незаметно сломалось в Н-ской Федерации. Может быть, потому, что ушли в прошлое благодатные времена, когда цена на нефть позволяла правителям царствовать, лежа на боку, время от времени раздавая подданным крохи с барского стола? Как-то очень быстро стала историей еще недавняя «стабильность». Почему-то у всех общественных слоев стало сильно портиться настроение. Богатые потихоньку начали эвакуировать за границу свои активы. Те, кто еще недавно только-только начали чувствовать себя людьми — съездили отдохнуть в Турцию, купили в кредит импортный автомобиль и даже подумывали об участии в ипотеке, — вдруг поняли, что теперь вся эта благодать уже недоступна. Дай-то бог, чтобы хватило денег и удачи отдать накопленные долги банкам. Бедные — а их в Н-ской Федерации даже в лучшие времена было не меньше 40% населения — по старой привычке начали конвертировать свои скромные сбережения в доллары и по традиции запасаться крупами и сахаром. Известно, что эти продукты можно хранить долго. Главное — уберечь их от сырости. Да, надо не забыть и картошечкой запастись — ею можно засадить по весне огород. Тогда будет чем прокормиться следующей зимой. «Системные» политики всех мастей, продолжая демонстрировать свою неограниченную лояльность к государству, в курилках и на кухнях начали перешептываться, позволяя себе даже нецензурные выражения (самое крепкое из них — «кризис»). Нельзя сказать, что страна шла ко дну беззвучно. Кое-где люди, доведенные до отчаяния потерей работы и средств к существованию, пытались, перекрывая улицы, потребовать к ответу местные (и даже, страшно подумать, центральные) власти. Но все пока заканчивалось лихорадочной раздачей денег, «профилактической» работой с заводилами либо просто игнорированием ситуации. Что ж, в очередной раз оправдываются слова графа Жозефа де Местра: «Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает». И все катилось по накатанной колее: правительство делало вид, что борется с некими финансово-экономическими затруднениями, причина которых во вражеской заокеанской стране; политики подобострастно продолжали аплодировать любой, даже еще не озвученной идее власти; народ спасался как мог, а если не мог, то тихо загибался. Но тут произошло мелкое, малозаметное событие: к президенту, только-только вернувшемуся из длительного (и, судя по телевизионной картинке, как всегда, успешного) зарубежного вояжа, прорвался один из крупнейших бизнесменов. Доведенный до предела попытками отобрать у него и его коллег собственность под видом борьбы с кризисом (да и вообще — за родину обидно), он от имени предпринимательского сословия объяснил своему высокопоставленному собеседнику, что если и дальше надеяться на авось — например, доверять официальному прогнозу о скором возвращении цены на нефть до уровня чуть ли не 100 гринов за бочку, то события могут принять необратимый характер. Тем более что застарелые н-ские болезни — коррупция, примитивизация экономики и деградация человеческого капитала — не оставляют Федерации шансов на цивилизованное будущее при любых ценах на углеводороды. «Что же вы предлагаете?» — спросил президент. «Выходить из кризиса всем вместе», — ответил бизнесмен. И он рассказал об очень похожем опыте Испании, которая смогла от диктатуры перейти к демократии и, главное, войти в число экономически и социально развитых стран без потрясений и человеческих жертв. Тогда за круглый стол сели представители всех (без исключения) конструктивных политических сил страны и смогли договориться о принципах ее дальнейшего развития. Этот прецедент вошел в мировую историю как пакт Монклоа (по имени дворца, в котором документ был подписан). «Но у нас ведь, как всегда, собственный путь», — попробовал сыронизировать президент, который, освоив в свое время интернет, тоже раздумывал о чем-то подобном. Ведь профессиональный политик отличается от дилетанта в этой сфере тем, что интуитивно чувствует, когда нужно брать ответственность за развитие событий на себя и войти в историю положительным героем. Если же это невозможно, то все тот же профессиональный политик должен как можно быстрее освобождать занимаемый им высокий пост. Я не интересовался в подробностях тем, как президент от глубоко скрытых мыслей перешел к делу, как он поборол противников изменения курса в собственном окружении. Это, в конце концов, его будничная работа как человека, который взял на себя ответственность за судьбу поверившего ему народа. Факт остается фактом: в одном из президентских загородных дворцов за круглым столом собралась неожиданная компания. Рядом сидели лидеры парламентских фракций, вожаки «прогулок непослушных», культовые деятели искусства, бизнесмены, губернаторы-тяжеловесы, ведущие ученые и эксперты, реальные, а не ручные правозащитники, лидеры неимитационных общественных организаций. Журналистов пока решили подержать в предбаннике. Разговор предстоял тяжелый. Нужно было добиться общей позиции по самым принципиальным вопросам дальнейшего развития страны: конституционное устройство; политическая система (выборы, условия регистрации и функционирования партий); НКО и саморегулируемые организации; федерализм и местное самоуправление; судебная система; участие государства в экономике. И только потом, на базе достигнутых договоренностей, можно приступать к выработке общенациональной (а не номенклатурной) программы выхода из финансово-экономического кризиса, имеющей сколько-нибудь реальные шансы на успех. Вглядываясь в туманные контуры 2009 г., трудно понять, как можно было отважиться на столь решительный шаг. Вся история Н-ской Федерации не способствовала этому. Мне, пишущему эти строки в 2020 г., остается только объяснить все происшедшее тем, что Господь благоволит этой стране. И в самом деле: перелистывая пожелтевшие от времени страницы принятой в далеком уже 2008 г. н-ским правительством концепции долгосрочного социально-экономического развития Федерации на период до 2020 г., я мысленно аплодирую прозорливости ее авторов. «В России сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится социальная поляризация. Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов. Доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека. Будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости«. [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь] (с) Ведомости |