Публикую здесь, поскольку вопрос больше общественно-политический, чем религиозно-философский.
Несмотря на мое достаточно уважительное отношение к миссионерской деятельности диакона Андрея Кураева, все же я обнаружил одну тенденцию, которая мне, мягко говоря, непонятна бывает в его поведении. Будучи уверенным в наличии фокус-группы, которая готова каждое слово с его уст воспринимать как призыв к действию, Кураев иногда публикует на своем форуме ИМХО, приводящие его горячих поклонников к достаточно неадекватным реакциям. Лично я в цитируемом ниже треде высказался против бойкота продукции завода Форд.
Так вот:
Интересный казус произошел с д. Андреем Кураевым, известным православным миссионером, преподавателем Духовной семинарии и МГУ.
Для начала обсуждения процитирую его постинг:
"29-30 ноября по благословению митрополита Санкт-Петербужского и Ладожского Владимира Всеволожское благочиние организовало мои лекции.
Город Всеволожск известен как место работы единственного российского завода, собирающего автомобили компании Fоrd, и потому еще за месяц до приезда я попросил провести меня на этот завод. Эта моя просьба не носила миссионерского характера, а была мотивирована остаточным мальчишеским желанием посмотреть, как делаются большие игрушки для больших мальчиков.
Несмотря на то, что администрация всеволожского района поддержала эту просьбу, руководство завода в течение месяца медлило с ответом, и в конце концов выдало его в отрицательной форме и с формулировкой: «Поскольку наш рабочий коллектив многонационален, то мы можем допустить отца Андрея только при условии, что он будет в светской одежде, ибо боимся, что вид православного священника может оскорбить религиозные чувства кого-то из наших сотрудников».
На таких условиях я отказался от экскурсии. Я бывал на многих предприятиях в России и других странах мира, в том числе на автомобильном заводе фирмы MAN в Германии и судостроительной верфи в Финляндии, в «чистых цехах» космодромов и в сейфовой комнате Алроса, читал лекции во многих университетах мира – и нигде мне не ставили условия, связанные с отказом от духовного платья.
Если сам вид православного священника может оскорбить кого-то из сотрудников компании Fоrd, это означает, что компания должна провести серьезную воспитательную работу в своем коллективе. Готовность «оскорбляться» по такому поводу есть признак социальной опасности столь нетолерантного индивида или же знак его принадлежности к сатанизму.
Причем более вероятно второе – ибо а) 31 октября в день (в ночь) Хэллоуина руководство завода обязывает сотрудников столовой приходить на рабочие места с бесовских масках; б) хозяин компании Альфред Форд собирается на Ходынском поле в Москве вложить 10 миллионов долларов в строительство центра для последователей "Харе Кришна" высотой в 52 метра, причем г-н Форд сказал: "Для меня наиболее важным является распространение индуистского знания о душе. Это более важно, чем всякое иное знание, и моя главная ценность"; в) Американская ассоциация семьи (AFA) объявила бойкот машинам Fоrd после того, как стало известно о том, что автомобильный концерн финансирует организации гомосексуалистов и поддерживает легализацию однополых союзов.
Но даже если этот инцидент не имеет отношения к гомосексуальности и индуистским симпатиям главы компании, все равно такая реакция на одежду православного священнослужителя – это внутренняя проблема компании, а не повод для устранения любых напоминаний о христианстве. В конце концов¸ большинство работников завода живут в Санкт-Петербурге – городе, носящем имя христианского святого апостола Петра.
Если бы кто-то из моих учеников-семинаристов стал бы «оскорбляться» видом людей других религий, носящих свои «иноверные» облачения, я счел бы это своей педагогической проблемой и неудачей, но не стал бы требовать «разоблачения» иноверцев.
Особо значимым мне представляется то обстоятельство, что по славам пиар-менеджера компании Fоrd, решение об отказе принималось не во Всеволожске и не в Москве, а в Германии – на уровне руководства европейского дивизиона американской транснациональной компании. То, что с ответом тянули месяц, означает, что перед нами не просто утренняя хмарь какого-то мелкого чиновника, а это уже идеология, новая тоталитарная цензура во имя политкорректности.
В этом случае это решение носит принципиально-идеологический характер и оно означает, что у владык глобальной экономики – транснациональных корпораций – есть своя тотальная и жесткая идеология – идеология «политкорректности», которая под видом терпимости на самом деле направлена на денационализацию трудовых ресурсов. Для таких компаний их работники – это не более чем их трудовые функции, которым не положено иметь национальных культурных и религиозных событий. По меркам этой идеологии гипотетическое возмущение одного возможного «гастарбайтера» проявлением традиционных религиозных чувств местными жителями и рабочими есть достаточный повод для стерилизации религиозной жизни этих самых коренных жителей.
Впрочем, я не уверен, что такое же требование отказа от своих национально-религиозных одежд пиар-директор Fоrd предъявил бы к арабским, иудейским или тибетским гостям города."
[Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]