Многие начинающие писатели-фантасты, повествующие о нашем будущем, мало задумываются над тем, что произойдет через 100, 200, 500 лет. Они просто пишут то, "что в голову взбредет". В результате получается некрасивый, "однобокий", несвязный мир. Мне самому в голову раньше не приходил вопрос о правдоподобности той или иной вселенной, в которой происходит действие. "Это же будущее, фантастика", - справедливый ответ на замечание о несостоятельности реальности. Да, я согласен, что на самом деле возможно все и допускаю даже самые-самые интересные миры, скажем, где человечество вновь деградировало до амеб (кстати сказать, это позволило людям понять смысл жизни!

Написать данное эссе меня побудило одно произведение (если быть более точным, то всего лишь одна глава - продолжения пока нет), где начинающий автор заглядывает в по-настоящему далекое будущее. Если не ошибаюсь, то действие там происходит в 40000-е годы. Вот только беда в том, что вселенная будущего оказалась всего лишь миром современного человечества в социальном плане, и миром сравнительно недалекого будущего в плане развития технологий. И стиль, и сюжет у писателя очень хорошие. Только атмосфера все портила - никак не мог я поверить, что люди спустя 38 тысяч лет для связи друг с другом по-прежнему используют банальные "сотовые телефоны", пусть даже в них будет одновременно впихнут супер-компьютер, приставка "Денди" и открывалка для бутылок.
Сейчас я приведу несколько примеров из разряда "что было бы, если бы?". Талантливые авторы и сами чувствуют, когда пишут что-то не то; для умных авторов хватит и этих примерчиков, чтобы они сами все обдумали и, смею надеяться, больше не допускали подобных ошибок; обычные же графоманы всегда будут довольны и тем, что написали.
Допустим, что порох или его аналогию изобрели лишь в конце 20-го века. Порох - вроде бы мелочь, о которой уже не задумываются. Но каков бы был наш мир без него? Не соглашусь с теми, кто ответит: "Да таким же". Какие бы стороны человеческой жизни задело то, что его не изобрели бы? Очень и очень многие.
Самое первое и, пожалуй, основное - совершенно другой исход войн. Тут гадать я не берусь. Вполне возможно, что Россия проиграла бы войну 1812-го года. Все это привело бы к совершейнейше другой геополитической обстановке в мире. Как следствие - все, что угодно: новые опустошающие войны или же наоборот - мир и процветание.
Бесспорно, развивалось бы кузнечное и металлургическое дело. В связи с этим - развитие химии (в частности тех разделов, которые касаются металлов). Так же более раннее изобретение (и более бурное развитие отрасли) пластмасс. Ведь нейлоновая тетива лучше, чем конская (или из чего ее там раньше делали?

А если представить, к чему приведут все эти несвоевременные (по нашим меркам несвоевременные) открытия, победы и поражения?
Что случилось бы, если бы человек поднялся в воздух на 150-200 лет раньше? Понятно, что опять же наш мир очень сильно изменился. Изобретение самолетов привело бы к огромному скачку в развитии науки и техники. Опять же неизвестен исход многих войн.
Всего за 100 лет мы преодолели путь от картонных бипланов до современных маневренных истребителей, грузоподъемных бомбардировщиков, сверхзвуковых пассажирских самолетов. Надо заметить, что ракетостроение - своего рода отпрыск самолетостроения. Прошло каких-то неполных 50 лет с момента полета первого человека в космос, а уже на орбите Земли "болтается" космическая станция. А что было бы, если бы у нас были не эти 100 лет, а 300? Ответ очевиден: совершенно иная техника, и, следовательно, совершенно иное отношение к ней, совсем другая психология.
Можно привести еще множество подобных примеров. Но суть одна - если что-либо поменять в прошлом, то неизменно изменится и будущее.
Есть жанр, в котором можно не заботиться о причинно-следственных связях. Он называется сказкой. А фантастика, хоть ее суть и вымысел, - это жанр со своими правилами и законами. Если автор вводит в свое творение какой-либо момент, описывает какую-либо деталь, то он должен учитывать то, как это отразится на произведении, как тот или иной факт впишется в мир, украсит и наполнит его неповторимыми чертами. Писателям-фантастам ни на секунду нельзя расслабляться и вгонять, забивать кувалдой в свое произведение черты других творений, если этого не позволяют законы созданного им мира. Писатель не полноправный творец, он тоже ограничен рамками, которые сам для себя и устанавливает (либо произведение заставляет сокращать размах фантазии). Любое фантастическое произведение должно быть целостным и гармоничным. Только тогда читатель не просто простит автору небольшие помарки, но и полюбит произведение, будет перечитывать его ни один раз.
Можно создать любой мир и не превратить произведение в сказку, но это под силу лишь настоящим Мастерам слова. Остальным же надо просчитывать действие героев, создавать мир реалистичным, в котором законы ни просто не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, являются одним целым с написанной вселенной.