Призрак адмирала Горшкова напугает США?
Недавнее заявление главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Масорина о намерении России в ближайшие 15-20 лет построить серию из 20 современных океанских фрегатов и 40 корветов вызвало повышенный интерес в зарубежных военно-морских кругах.
Наблюдатели отметили, что заявление адмирала Масорина было сделано на церемонии закладки головного в серии фрегата "Адмирал флота Советского Союза Горшков" на петербургском предприятии "Северная верфь".
Как известно, после распада ССС� российский ВМФ вскоре пришел в довольно плачевное состояние, потерял множество квалифицированных кадров, кораблей, военно-морских баз и объектов береговой инфраструктуры. Из-за отсутствия финансирования корабли годами ржавели у причалов и выходили из строя в связи с невозможностью их своевременного ремонта и модернизации. Многие корабли были проданы за рубеж на металлолом. Еще одним следствием такого положения стали многочисленные тяжелые аварии и катастрофы в ВМФ, кульминацией которых стала гибель подводной лодки "Курск" со всем экипажем в 2000 году.
Ситуация начала медленно меняться к лучшему только несколько лет назад, когда флот наконец-то стал получать пусть и не достаточно большое, но финансирование на топливо и боевую подготовку. Однако до последнего времени флот не заказывал крупных надводных кораблей океанского класса, а российские верфи в основном строили боевые корабли для флотов Китая и Индии. "Адмирал флота Советского Союза Горшков" стал первым после 15-летнего перерыва российским кораблем дальней морской зоны, заложенным на российских верфях. Его ориентировочная стоимость составит от 300 до 400 миллионов долларов.
Как утверждает нынешний главком ВМФ России, новый российский фрегат проекта 22350 не будет уступать по своим возможностям аналогичным зарубежным кораблям. Каждый из флотов российских ВМФ (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский) получит по 5 таких фрегатов. "Адмирал флота Советского Союза Горшков" будет передан флоту в 2009 году. Водоизмещение корабля составит около 4500 тонн. Его длина - более 130 м, ширина наибольшая - 16 м, дальность плавания - более 4000 миль, мореходность - без ограничений. Фрегат будет вооружен восемью противокорабельными ракетами "Оникс", 130-мм артиллерийской установкой А-192, противолодочным ракетным комплексом "Медведка-2", зенитным ракетным комплексом средней дальности "Ураган", вертолетом с хранением в ангаре.
По словам адмирала Масорина, фрегатами и корветами дело не ограничится. Главком не исключает в перспективе строительства "одного-двух авианосцев". Как отметил Масорин, России не нужно 12 авианосцев, как в США, а один-два - были бы оптимальным для поддержания авианесущей составляющей ВМФ.
Любопытно, что возрождение в России интереса к возрождению собственного океанского флота происходит на фоне развернувшейся в ведущей военно-морской державе мира США дискуссии относительно будущего американских ВМС. Амбициозные планы администрации Буша и Пентагона по строительству новых военных кораблей встретили сопротивление в конгрессе. В период между 2000 и 2005 гг. ВМС США в среднем ежегодно расходовали на строительство новых кораблей более 10 млрд. долларов.
В 2006 году конгресс утвердил выделение 9,4 млрд. долларов на строительство новых и конверсию старых военных кораблей. Однако разработанный в Пентагоне план создания к 2012 году флота из 313 кораблей предусматривает выделение в 2007 финансовом году 11,2 млрд. долларов, в 2008 году - 15,1 млрд., 2009 году - 14,9 млрд., в 2010 году - 15,9 млрд., 2011 году - 19,9 млрд. и в 2012 году - 20,5 млрд.
Однако перспективы расходования в ближайшие годы в среднем по 15 млрд. долларов в год на строительство новых кораблей вызывают у многих экспертов и вслед за ними конгрессменов серьезные сомнения. Они полагают, что бюджет США может просто не выдержать такого напряжения. Даже представители командования ВМС согласны, что численность флота можно ограничить и 280 кораблями. Они также согласились на снижении стоимости строительства каждого новейшего фрегата проекта DD(X) на 300 млн. долларов и обещают "укротить" цены на другое вооружение.
Однако ряд экспертов считает, что, как показывает практика, указываемая Пентагоном стоимость строительства новых кораблей обычно увеличивается в процессе их постройки на треть и даже более. В этих условиях планы создания флота из более 300 кораблей могут оказаться нереальными и в действительности свестись всего к 200 боевым единицам.
При таком раскладе ВМС США будет уже нелегко соперничать с набирающими силу флотами Китая и Индии, да и Россия, если ее нынешние военно-морские устремления не изменятся, вполне может ощутимо вернуться в мировой океан, как это было при адмирале Горшкове.