Декартовский упор на эмпирическое сознание подверг критике еще П. Я. Чаадаев, как «начало искаженное, искалеченное, извращенное произволом человека». С большой тонкостью Чаадаев отметил: «Одна из тайн блестящего метода в естественных науках в том, что наблюдению подвергают именно то что может на самом деле стать предметом наблюдения». Чаадаев решительно отличает «познание конечного» от «познания бесконечного»; в познании первого мы всегда пользуемся вторым, ибо наши идеи светят нам «из океана идей, в который мы погружены», иначе говоря «мы пользуемся мировым разумом в нашем познании». Согласно Чаадаеву, все современное знание чрезвычайно обязано христианству, как откровению внешней реальности в мире.
Выдающийся хирург и педагог Н. И. Пирогов подчеркивал «неосновательность материализма» и протестовал против «обожения случая», царившего в науке XIX в. По его мнению, вера открывает и начинает для нас путь познания.
Необходимость связи науки и религии подчеркивали и другие представители русской религиозной философии. Л. П. Карсавин писал: «Вера—основа знания, наличная в каждом акте его, наличная и в признании чего-либо истинным… Когда наука (философия) пытается обойтись без веры и найти свои основания, она обнаруживает в глубине своей веру». Л. И. Шестов отмечает: «Вера есть непостижимая творческая сила…». О. Павел Флоренский подчеркивает, что надлежащее понимание тварного мира стало возможно лишь на почве христианства. Только в Христианстве природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью. Иными словами, мышление, основанное на логике не позволяет ощутить реальной сложности мира. И. А. Ильин: «Для рассудка все ясно и просто, он не видит сложности внутренней и внешней жизни, его дело упростить сложность до ясности и свести ясность систематическому единству, он слеп для реальности и имеет дело только с отвлеченными понятиями».
Н. А. Бердяев утверждает: «Просветительский свободомыслящий разум есть разум нездоровый, оторванный от целостной жизни, от духовного преемства, и потому для него закрыты горизонты бытия. Этот разум никогда не был в состоянии понять тайны истории, тайны религиозной жизни народов и он исказил науку XIX и XX веков». Святитель Игнатий (Брянчанинов) напоминает причину того, что рассудку неподвластны онтологические глубины знания: «Здравым разум был до падения; по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным…».
В XX веке в связи с новыми открытиями в области естественных наук и ученые, прежде всего физики, стали освобождаться от предубеждения в отношении религии. Так, выдающийся физик и философ Вернер Гейзенберг заявляет: «Влияние картезианского разделения на человеческое мышление последующих столетий едва ли можно переоценить. Именно это разделение мы должны подвергнуть критике на основании развития физики нашего времени».
Другой нобелевский лауреат в области физики Макс Борн пишет: «Время материализма прошло. Мы убеждены в том, что физико-химический аспект ни в коей мере не достаточен для изображения фактов жизни, не говоря уже о фактах мышления». Наконец, основатель квантовой механики Макс Планк в своем известном докладе «Религия и естествознание» убеждает, что религия и естествознание «не противоречат друг другу в утверждениях, что, во-первых, существует разумный миропорядок, независимый от человека, и, во-вторых, что сущность этого миропорядка нельзя непосредственно наблюдать, а можно лишь косвенно познать или предположить его наличие. Для этого религия пользуется своеобразными символами, а точные науки—своими измерениями, основывающимися на восприятии… Религия и естествознание не исключают друг друга, как кое-кто ныне думает или опасается, а дополняют и обусловливают друг друга». Согласно М. Планку религиозные представления по меньшей мере весьма эвристичны для занятий естествознанием. Подвергая критике позитивизм, Макс Планк выражает убеждение в существовании за пределами эмпирических данных более глубокой реальности.
Законы физики не являются «организацией опыта» экспериментатором, но существуют независимо от него. Более того, современная наука выяснила, что законы природы неизменны не только во времени, но и в пространстве, причем описуемы математически. Этим законам подчиняется все в мире—существует всеобщая упорядоченность мира. В псалме 103 говорится, что Бог «вся премудростию сотворил еси». Эти слова отражают сложность устроения мира, особенно живых организмов. Более того, мир может существовать только при условии строго определенных значений фундаментальных параметров и постоянных. Так, уменьшение разности масс нейтрона и протона всего на 0, 1% приведет к нестабильности атома водорода, без которого нет воды и органических веществ. Элементы таблицы Менделеева образовывались в реакциях термоядерного синтеза в звездах, сгустившихся из первоначального водородно-гелиевого газа под влиянием силы тяготения, при условии строго определенного значения гравитационной постоянной. Изменение энергии связи ядра дейтерия на 0, 02% прекращает синтез ядер в звездах. Ядро углерода должно иметь возбужденный уровень с энергией 7, 5 Мэв, в противном случае прекращается его синтез в звездах, а углерод—основной элемент органических веществ. Эти примеры можно продолжать. Добавим, что вероятность случайного образования одного гена человека практически нулевое. Эти данные науки привели к выработке в 70-х гг. XX в. т.н. антропного принципа Вселенной—ее особого устроения, допускающего или даже предполагающего возможность возникновения в ней жизни и человека.
Сама наука не может объяснить вышеперечисленные феномены бытия, а тем более не может объяснить смысл жизни и назначение человека. Но объяснение дает христианство: законы созданы Богом. Еще в IV в. святые отцы-каппадокийцы писали и о всеобщей упорядоченности и о неизменности законов природы. Свт. Василий Великий подчеркивал, что «вообще в науках вера предшествует знанию». О математической описуемости законов природы писал еще Соломон: «Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11, 21). А пророк Исаия писал: «… Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Ис. 45, 1.
Взято тут [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]
Как- то всё складно, наверное истенно?
