(внесен депутатами ГД РФ Ю.Н. Волковым, В.Р. Мединским, В.Я. Комиссаровым, В.Г. Драгановым, Ю.Г. Медведевым А.А. Кармеевым, М.Н. Гасановым, А.В. Скочем; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 20 апреля 2005 г. N 1769-IV ГД).
Практика применения Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" дала определенные положительные результаты, стабилизировав обстановку на рекламном рынке. Однако формирование и развитие системы общественных отношений в сфере рекламной деятельности, в том числе появление новых способов распространения рекламы, требуют адекватного правового регулирования.
Законопроект представляет собой новую редакцию Федерального закона "О рекламе". Предложенная структура законопроекта последовательно раскрывает общие требования, предъявляемые к рекламе, определяет особенности способов распространения рекламы, выделяет требования к рекламе отдельных товаров, аспекты саморегулирования рекламы, а также государственного контроля соблюдения рекламного законодательства.
Проектом уточняются понятия, используемые в рекламном законодательстве: "социальная реклама", "антимонопольный орган" и др.; вводятся новые: "объект рекламирования", "товар".
Одним из нововведений является распространение специальных требований и ограничений в отношении рекламы отдельных видов товаров на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их продавцов и изготовителей.
Законопроектом расширено понятие недостоверной рекламы. К таковой впервые отнесена реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения об ассортименте и комплектации товара, гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара, представлении дополнительных прав, преимуществ или возможностей приобретателю рекламируемого товара, правилах и сроках проведения стимулирующих мероприятий и лотерей, изготовителе или продавце рекламируемого товара. Запрещается использовать ссылки на одобрение объекта рекламирования государственными или муниципальными органами, либо их должностными лицам, поскольку это может оказывать негативное воздействие на конкурентные отношения.
Разработчики законопроекта посчитали целесообразным отказаться от закрепления в законе понятия неэтичной рекламы, поскольку отношения в сфере этики и морали не могут регулироваться в административном порядке.
забавно, помнится еще на первом курсе юрфака в ТГП учат, что норма закона не должна противоречить морали, этике и нравственности, сложившихся в обществе. А теперь значит закон не может быть носителем положений об этике. Закон законом, а мораль моралью. Молодцы!
Впервые законопроектом установлены требования к рекламе товаров при дистанционных способах их продажи, а также рекламы с использованием стимулирующих мероприятий.
Вторая глава законопроекта посвящена способам распространения рекламы. Здесь конкретизируются требования, предъявляемые к рекламе на телевидении и радио, уточняется порядок прерывания и совмещения теле- и радиопрограмм с рекламой, объем рекламы, устанавливаются особенности распространения рекламы в детских и образовательных передачах, а также при трансляции спортивных мероприятий. Предусматривается необходимость принятия технического регламента, определяющего параметры соотношения уровня звука рекламы и прерываемой передачи.
Отдельная статья посвящена порядку распространения наружной рекламы (определены органы, выдающие разрешение на установку рекламных конструкций, основания для отказа в такой установке, а также порядок демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций, предусмотрен судебный порядок урегулирования споров, связанных с установкой наружной рекламы). Законопроектом установлен срок, на который выдается разрешение на установку рекламной конструкции - он не может превышать пяти лет, а продлеваться может неограниченное число раз.
Кроме того, законопроектом впервые урегулировано распространение рекламы по сетям общего пользования.
Третья глава законопроекта содержит требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров.
Как и прежде реклама алкогольных напитков, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей не должна распространяться на телевидении и на радио (а для пива установлено временное ограничение - с 7 до 22 часов местного времени).

Значительно расширен круг требований, предъявляемых к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг. Такая реклама не должна содержать образов медицинских работников, дающих рекомендации к применению; создавать впечатления ненужности обращения к врачу; реклама должна сопровождаться предупреждением о противопоказаниях к применению препарата; особые требования предусмотрены в отношении рекламы биологически активных добавок и детского питания.
наконец-то перестанут показывать круглые сутки этих дядек и тетек в халатах... кого как, а меня эти псевдоврачи достали уже.
Впервые специальные требования установлены к рекламе лотерей, игр и пари, а также рекламе услуг по договору пожизненной ренты.
Нововведением является регламентация порядка саморегулирования в области рекламы. Пятая глава законопроекта определяет понятие саморегулируемой организации, устанавливает систему ее прав. Основной задачей саморегулируемых организаций в области рекламы является разработка добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля за их исполнением.
Шестая глава законопроекта регулирует порядок осуществления государственного контроля в области рекламы (возложенного на антимонопольный орган), а также общие подходы к ответственности субъектов рекламной деятельности за нарушение законодательства о рекламе.
Антимонопольный орган предупреждает, выявляет и пресекает нарушения законодательства о рекламе, допущенные физическими и юридическими лицами; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих законодательству о рекламе. Законопроектом установлен порядок обжалования решений антимонопольного органа.
По мнению разработчиков законопроекта, его принятие позволит существенно повысить эффективность правового регулирования рекламной деятельности, поскольку проект учитывает специфику и особенности современного состояния рекламного рынка и содержит действенные механизмы противодействия ненадлежащей рекламе.