Как вас учили писать сочинения? Помогло ли это вам?
Сейчас я пыталась найти в интернете ссылки на статьи, как именно нужно писать сочинение. Но натыкалась только на общие фразы и чаще - разбор на конкретных произведениях, но чего-то заслуживающего внимания очень мало. Несколько лет назад передо мной встала проблема поступления в институт, и я поняла, что совершенно не умею писать сочинений. Так и пришла к репетитору (преподавателю с филфака одного из столичных вузов) и заявила: "Учите меня писать сочинение!". И он мне дал удивительную по своей простоте схемку, которая действительно работает... Ей и делюсь.
Итак, сначала составляем план-тезис:
1. Выбираем тему (о том, как правильно её выбрать, напишу позже - найду только свои старые тетрадки).
2. Делим листик на три колонки. В первой у нас будут тезисы. Так называемый "мозговой штурм", когда вы пишете всё, что вызывает у вас какие-нибудь ассоциации с заданной темой. Эх, хотелась обойтись без конкретных примеров, но, видимо, не получится. Итак, допустим, вы выбрали тему «Образ автора и тематика лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Пишем первое, что приедет в голову по этому вопросу, например: темы лирических отступлений – история балета, театра, культурная жизнь Петербурга, тема Москвы; элегия и ода; биография Пушкина; философские отступления; лиризм повествования; дружеское отношение к читателю; Белинский; героическое прошлое Москвы; тема войны 1812 года; Москва патриархальна; вопрос о жизни и смерти, быстротечности времени и так далее.
Во вторую колонку мы пишем слова и выражения, слова-клише и цитаты, которые мы будем использовать в самом сочинении. Например, для выбранной нами темы это будет выглядеть примерно так:
- Автор и Онегин – друзья, приятели («Онегин, добрый мой приятель…»).
- Передовая дворянская молодежь.
- Некоторые лирические отступления об авторе связаны с биографией Пушкина («В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал…»).
- Любовь автора к Москве (и, соответственно, тема лирического отступления):
Москва… как много в этом звука
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
- Автор – одно из главных действующих лиц.
- Автор – единственный из героев, который нашел свой путь, угадав своё предназначение:
Прошла любовь, явилась Муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
- Автор – повествователь и участник событий.
- Полемика в литературном мире.
- «Энциклопедичность» романа, «…в высшей степени народное произведение».
- Особенности композиции:
«Даль свободного романа»
«И собранье пестрых глав»
- «Онегинская» строфа.
- Роман в стихах.
- Лироэпическое начало и т.д.
В третьей колонке будут непосредственно пункты плана (вместе с вступлением и заключением), которые мы составляем на основе данных из первых двух колонок. Здесь нужно определиться:
1. Что находится в основных частях.
2. Озаглавить основные части.
3. Отобрать тезисы из второй колонки и сформировать подпункты плана.
4. Расписать подпункты – план должен быть сложным (то есть пункты не 1, 2, 3, а например, так: 1, 2.1 , 2.2, 2.3, 3, 4.1, 4.2).
При оформлении плана нужно учитывать:
1. Логика изложения материала подсказывается темой сочинения . Например, при теме ««Мцыри» как романтическая поэма» - дать определение «романтической поэме», основные черты (две-три), показать, как реализуются черты на поэме «Мцыри», как исключительный герой, рассказ о конфликте, закончить художественным совершенством поэмы.
2. Вступление и заключение связаны с основной частью и друг с другом (вступление и заключение – связь не явная, а опосредованная).
3. Прямы цитаты – не более 2-3, косвенные – 2-5.
4. Не забывать: любое произведение рассматривается с точки зрения содержания и формы.
Вот, кажется, всё. Эта схема действительно работает – все, кому объясняли такую последовательность работы, успешно написали сочинения на вступительных экзаменах. Надеюсь, что кому-то это тоже пригодится. Если есть вопросы – спрашивайте. Или, может быть, кто-то поделится своим способом (алгоритмом) написания сочинений? Списывание не предлагать.
