Как писать сочинение

Регистрация на сайте
GRATIS форум > Архивы > ** Учёба
Глокая
Приближается самая горячая учебная пора - пора выпускных и вступительных экзаменов. А сочинения, кажется, ещё никто не отменял. Хотя с вводом ЕГЭ жизнь школьников, на мой взгляд, облегчилась (ну и уровень знаний и подготовки тоже снизился, но это уже предмет обсуждения в другой теме).
Как вас учили писать сочинения? Помогло ли это вам?
Сейчас я пыталась найти в интернете ссылки на статьи, как именно нужно писать сочинение. Но натыкалась только на общие фразы и чаще - разбор на конкретных произведениях, но чего-то заслуживающего внимания очень мало. Несколько лет назад передо мной встала проблема поступления в институт, и я поняла, что совершенно не умею писать сочинений. Так и пришла к репетитору (преподавателю с филфака одного из столичных вузов) и заявила: "Учите меня писать сочинение!". И он мне дал удивительную по своей простоте схемку, которая действительно работает... Ей и делюсь.
Итак, сначала составляем план-тезис:
1. Выбираем тему (о том, как правильно её выбрать, напишу позже - найду только свои старые тетрадки).
2. Делим листик на три колонки. В первой у нас будут тезисы. Так называемый "мозговой штурм", когда вы пишете всё, что вызывает у вас какие-нибудь ассоциации с заданной темой. Эх, хотелась обойтись без конкретных примеров, но, видимо, не получится. Итак, допустим, вы выбрали тему «Образ автора и тематика лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Пишем первое, что приедет в голову по этому вопросу, например: темы лирических отступлений – история балета, театра, культурная жизнь Петербурга, тема Москвы; элегия и ода; биография Пушкина; философские отступления; лиризм повествования; дружеское отношение к читателю; Белинский; героическое прошлое Москвы; тема войны 1812 года; Москва патриархальна; вопрос о жизни и смерти, быстротечности времени и так далее.
Во вторую колонку мы пишем слова и выражения, слова-клише и цитаты, которые мы будем использовать в самом сочинении. Например, для выбранной нами темы это будет выглядеть примерно так:
- Автор и Онегин – друзья, приятели («Онегин, добрый мой приятель…»).
- Передовая дворянская молодежь.
- Некоторые лирические отступления об авторе связаны с биографией Пушкина («В те дни, когда в садах Лицея/ Я безмятежно расцветал…»).
- Любовь автора к Москве (и, соответственно, тема лирического отступления):
Москва… как много в этом звука
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
- Автор – одно из главных действующих лиц.
- Автор – единственный из героев, который нашел свой путь, угадав своё предназначение:
Прошла любовь, явилась Муза,
И прояснился темный ум.
Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
- Автор – повествователь и участник событий.
- Полемика в литературном мире.
- «Энциклопедичность» романа, «…в высшей степени народное произведение».
- Особенности композиции:
«Даль свободного романа»
«И собранье пестрых глав»
- «Онегинская» строфа.
- Роман в стихах.
- Лироэпическое начало и т.д.

В третьей колонке будут непосредственно пункты плана (вместе с вступлением и заключением), которые мы составляем на основе данных из первых двух колонок. Здесь нужно определиться:
1. Что находится в основных частях.
2. Озаглавить основные части.
3. Отобрать тезисы из второй колонки и сформировать подпункты плана.
4. Расписать подпункты – план должен быть сложным (то есть пункты не 1, 2, 3, а например, так: 1, 2.1 , 2.2, 2.3, 3, 4.1, 4.2).
При оформлении плана нужно учитывать:
1. Логика изложения материала подсказывается темой сочинения . Например, при теме ««Мцыри» как романтическая поэма» - дать определение «романтической поэме», основные черты (две-три), показать, как реализуются черты на поэме «Мцыри», как исключительный герой, рассказ о конфликте, закончить художественным совершенством поэмы.
2. Вступление и заключение связаны с основной частью и друг с другом (вступление и заключение – связь не явная, а опосредованная).
3. Прямы цитаты – не более 2-3, косвенные – 2-5.
4. Не забывать: любое произведение рассматривается с точки зрения содержания и формы.
Вот, кажется, всё. Эта схема действительно работает – все, кому объясняли такую последовательность работы, успешно написали сочинения на вступительных экзаменах. Надеюсь, что кому-то это тоже пригодится. Если есть вопросы – спрашивайте. Или, может быть, кто-то поделится своим способом (алгоритмом) написания сочинений? Списывание не предлагать. wink.gif
Тейя
Если собираешься писать сочинение, ты должна знать хоть что-то по выбранной теме. cool.gif
Oyaboon
Должен быть навык. Не помешают и рассуждения о произведении, которые иногда бывают в начале или в конце книги. Ну и, конечно, хоть какое-нибудь знание темы, если сочинение связано не со стихотворением.
Рыжий хвостик
необходим словарный запас (чтение литературы) и желание)))))
Теххи
странно, но я всегда писала сочинения на чистовик. Просто, если мне дать тему, то меня нужно не забыть остановить. у меня никогда не было с этим проблем.
QUOTE
Ну и, конечно, хоть какое-нибудь знание темы, если сочинение связано не со стихотворением.

QUOTE
необходим словарный запас (чтение литературы) и желание)))))


согласна.
От себя добавлю - а еще нужна фантазия, если сочинение на тему "Если бы...".
Lёlik
это дело фантазии, берешь и придумываешь-сочиняешь, на то оно и сочинение
Bonapard
А нам очень часто давали на дом сочинения писать. И я не знаю такого человека, который не прибегал бы к помощ готовых сочинений, интернету и др. Я не говорю, что можно все чисто переписать и сдать. Вот у меня треть мыслей всегда не своя получается. unsure.gif
Кащей
QUOTE
Как писать сочинение, делимся опытом


Думая своей головой, пользуясь фантазией (дабы додумать затерявшееся в бескроайних просторах памяти) и заглядывая к соседям в их записи. rolleyes.gif
Теххи
Bonapard
Никогда не брала сочинения из инета. Только в диплом немного воткнула, а так - все сама. мне как-то не сложно было. rolleyes.gif
Флер
QUOTE
желание

тота за меня родители пишут biggrin.gif
Лейт
Перед вступительным экзаменом в МГУ мой филолог учил меня писать сочинение (именно вступительное, именно на гуманитарный факультет, а не школьное). Похоже, кстати, на план Глокаи.
Итак.
После выбора темы я, действительно, писала на отдельном листе все ассоциации с темой - от имен персонажей до литературных терминов, которые я могла бы использовать в сочинении.
Затем я составляла план. Это был "скелет" сочинения, который занимал у меня 2-3 листа А4. План всегда был простым, а не сложным (без подпунктов) и очень развернутым. Основными принципами этого плана были: 1) каждый пункт соответствует абзацу сочинения, 2) в каждом пункте/абзаце должна раскрываться какая-то мысль (это исключало "воду", которую в МГУ не любят).
На план я тратила примерно 1,5 часа, но зато он давал мне возможность писать сразу чистовик - в черновике нет никакого смысла, покольку в сочинении допускаются зачеркивания, исправления.
Эта система давала мне возможность спокойно писать свой текст, не волнуясь о том, что мне не хватит времени переписать его набело, и дважды или даже трижды проверить его на ошибки.

Сработала ли эта схема? Я поступала дважды, и оба раза получила свою "4" (она и была моей целью, ведь поступающим на историю искусства в принципе никогда не ставили пятерок), причем во второй год тема была очень неприятная, фактически, оставляющая преподавателю возможность для формулировки "тема раскрыта неполностью". Я считаю, что схема сработала на все 100 процентов. Кроме того, в дальнейшем эти навыки помогали мне в учебе.
Флер
QUOTE
тота за меня родители пишут

Ну и интернет. smile.gif
Добавлено:
Теххи
везёёёт. unsure.gif smile.gif А у мя это самое сложное д.з. mad.gif
Groza
А я, вот советы нашла:

  • пишите сочинение по литературе тлко по прочитанному Вами произведению
  • Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, ёё предстоит раскрыть
  • Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие
  • Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметтье удачные на Ваш взгляд определения и мысли
  • Выразите личное отношение к проблеме и к герою
  • Выберите, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения
  • Составьте примерный план
  • Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана
  • Подбирая цитаты, помните, что они не должны быть слишком длинными.Если возможно, приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое
  • Напишите черновик, прочитайте его вслух, сделайте нужные поправки
  • Проверьте грамотность. не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте употреблениясинтаксических оборотов и слов, в написании и значении которых сомеваетесь
  • Обратите внимание на оформление сочинения. Деление текста на абзадцы должно быть логически оправдано
  • Перепишите. Обязательно прочитайте еще раз, проверье, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок

Черные глаза
QUOTE
Просто, если мне дать тему, то меня нужно не забыть остановить. у меня никогда не было с этим проблем.
Такая же фигня. Я писала на черновик, а потом с треть вычеркивала. как не очень относящееся к делу, и все равно 6-7 листов (не страниц) могла накатать.
Единственный раз я вписала одну фразу из критики для увязки, так препод мне сказал: откуда взяла, не твой стиль изложения. А выпускное сочинение в школе я писала на свободную тему по книге Пикуля "Честь имею"
По плану гораздо легче писать, сначала его отдельно писать, потом когда руку набьешь он уже сам в голове складывается и держится
Глокая
Маленький оффтопик:
Человек, который научил меня писать сочинения и выкладки которого я привела здесь в первом посте, стал победителем в конкурсе [Для просмотра ссылки зарегистрируйтесь]. Значит, оно действительно помогает писать сочинения... smile.gif
Шутник
Мне повезло: я легко пишу сочинения. Это наследственное. smile.gif